Хопперы-дозаторы типа Северной дороги (рис. 15) представляют собой обычные четырехосные хопперы, переоборудованные для перевозки и дозированной выгрузки балласта. При переоборудовании высота кузова уменьшается на 500 мм и настилается дополнительный наклонный пол
Рис. 13. Хоппер-дозатор ЦНИИ-ДВЗ 1 — кузов; 2 — механизм разгрузки;
3 — разгрузочно-дозировочное оборудование; 4 — воздушный резервуар;
5 — пульт управления; 6 — ходовая часть; 7 — цилиндры
Рис. 14. Схемы разгрузки балласта хопперами-дозаторами ЦНИИ-ДВЗ:
а — транспортное положение; б —разгрузка на всю ширину балластной призмы; в — разгрузка на обе стороны пути; г — разгрузка на середину пути; д и е — разгрузка на одну сторону под более крутым углом (50°), обеспечивающим сползание балласта к разгрузочным бункерам.
А для того чтобы балласт при выгрузке не попадал на рельсы, над задними стенками разгрузочных бункеров устраиваются наклонные плоскости 5 длиннее существующих на 320 мм. К крышке люка до краям приварены секторы 7, которые при раскрытой крышке предотвращают высыпание балласта с торцовых сторон бункера.
Величина открытия крышки регулируется ограничительной планкой (мерником) 12, один конец которой прикреплен к крышке люка, а другой перемещается в скобе 10, приваренной к бункеру. В планке имеются три отверстия 11, в одно из которых вставляется штырь. При открывании крышки она увлекает за собой планку 12, которая в нужном положении задерживается упирающимся в скобу штырем. Крышка имеет три рабочих положения: / — полное открытие крышки (ширина окна 380 мм, что соответствует выгрузке при скорости 4—5 км/ч от 0,6 до 0,9 м3 на 1 м пути); // — среднее (ширина окна 250 мм, что соответствует выгрузке от 0,3 до 0,5 м3 на 1 ж пути) и /// — наименьшее (ширина окна 170 мм, что соответствует выгрузке 0,15—0,3 м3 на 1м пути).
По точности дозировки и универсальности способов разгрузки эти хопперы-дозаторы уступают хопперам-дозаторам ЦНИИ-ДВЗ, однако они просты по устройству, безотказны в работе, а переоборудуются в вагонных депо или в подвижных мастерских. Бригада слесарей и плотников в составе 10—12 человек в передвижных мастерских за день переоборудует один хоппер.
На строительстве железнодорожной линии Улан-Батор - Дзамын-Удэ для механизированной и дозированной выгрузки балласта было найдено еще более простое решение в части переоборудования хопперов: настилался дополнительный пол и небольшим изменениям подвергались разгрузочные бункера (рис. 15). При переоборудовании у них для направления балласта за пределы рельсов задние стенки 2 удлинялись на 225 мм за счет приварки металлического листа. Внутри бункеров на расстоянии 200 мм от лобовых стенок 7 устраивались дополнительные лобовые стенки 8, приваренные вверху к опорным швеллерам 3 дополнительного пола, а внизу — к задней стенке 2 бункера. К крышкам разгрузочных бункеров приваривались секторы 6, которые при закрывании крышек заходили в проемы 9. Наличие бункерных проемов исключало заклинивание крышек, которое иногда возникает в результате прижатия балластом секторов к лобовым стенкам бункера.
Рис. 14. Хоппер-дозатор Северной железной дороги:
а — общий вид; б — разгрузочное устройство; 1 — дополнительные наклонные полы; 2 — дополнительные стойки; 3 — закладные щиты;
4 — прогоны; 5 — вновь устроенная наклонная плоскость; 6 — задняя стенка бункера; 7—сектор; 8 — подкрылок; 9 — крышка бункера;
10 — скоба; 11 — отверстия в ограничительной планке; 12 — ограничительная планка; I, II и III—рабочие положения крышки
К нижней обвязке кузова в створе с регуляторами дозировки 5 приваривались ограничители 4, изготовленные из полосовой стали.
Регулятор дозировки 5 состоял из винта и гайки, приваренной к крышке. Винт, имея нарезную и гладкую поверхности, ввернут в гайку. На гладкой поверхности винта нанесено 12 делений, каждое из которых соответствует величине раскрытия крышки (ширине окна), при котором при движении поезда со скоростью 4—5 км/ч высыпается 0,1 м3 балласта на 1 м пути
Рис. 15. Разгрузочное устройство хоппера-дозатора строительства железнодорожной линии Улан-Батор — Дзамын-Удэ:
1 — дополнительный металлический лист; 2 — задняя стенка разгрузочного бункера; 3 — опорный швеллер дополнительного пола; 4 — ограничитель;
5 — регулятор дозировки; 6 — сектор; 7 и 8 — лобовые стенки; 9 —проем;
10 — хребтовая балка хоппера
Вращением винта регулятор дозировки устанавливался в требуемое положение. Конструкция запорного механизма бункера оставалась без изменений.
Технические характеристики рассмотренных хопперов-дозаторов приведены в табл. 4.
Показатель |
Хопперы-дозаторы |
||
ЦНИИ-ДВЗ |
Северной дороги |
Строительства Улан-Батор – Дзамын-Удэ |
|
Грузоподъемность, тМасса тары, т Емкость кузова для балласта с объемной плотностью 1,5 – 1,6 т/м3 Пределы количества разгружаемого балласта в м3/м при разгрузке: на всю ширину балластной призмы по сторонам колеи на середину колеи на междупутье на обочину Количество одновременно разгружаемых вагонов, шт. Привод механизма разгрузки Состав разгрузочной команды, чел. |
6023 40 1500-130 950-80 550-50 350-40 600-40 1-2 Пневматический 3 |
5023,2 33,3 -- 1800-300 -- 900-150 900-150 1-2 Ручной 5 |
5023,2 33,3 -- 2400-200 -- 1200-100 1200-100 1-2 Ручной 5 |
Балластные поезда (вертушки) формируются каждый из 15—20 хопперов-дозаторов и одного турного вагона, в котором размещается обслуживающая бригада и необходимый инвентарь для ремонта вагонов и их подъемки при сходе с пути.
Загружается балласт в хопперы-дозаторы экскаватором (прямой лопатой или драглайном). Первые 5—6 ковшей высыпаются в середину кузова на хребтовую балку, а последующие — попеременно, то на одну, та на другую сторону. Во время погрузки при составе находится локомотив, который по мере загрузки продвигает состав так, чтобы всякий раз загружаемая единица находилась в створе с экскаватором.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.