Однако в настоящее время в России степень участия государства в развитии промышленности ограничивается принятым в 1995 г. Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально— экономического развития Российской Федерации». В ст. 1 этого Закона, в частности, говорится, что государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально—экономической политики государства. В этом документе конкретизируется порядок государственного прогнозирования на долгосрочную перспективу — 1 раз в 5 лет на 10-летний период; на среднесрочную перспективу — на период от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой и на краткосрочную перспективу, которая разрабатывается ежегодно. А также недавно был принят Федеральный Закон РФ "О Внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» и в бюджетный кодекс Российской Федерации». Документом предлагается вместо прогнозов социально-экономического развития на год разрабатывать годовые индикативные планы, которые утверждаются федеральным законом.
Осуществление планирования деятельности предприятий, которые представляют собой крупные и сложные экономические структуры, требует наличия адекватной организационной системы. Виду того, что значительных изменения претерпели сами предприятия - управляемые объекты, существует потребность поиска и выстраивания новых организационных структур, обеспечивающих планирование.
Анализируя реальную ситуацию на российских предприятиях, были сделаны следующие выводы. Можно выделить три поведенческих типа организации системы внутрифирменного управления:
1. Первая группа объединяет наиболее прогрессивные предприятия, вновь созданные или сложившиеся в результате реструктуризации и интеграции, которые применяют технологии корпоративного менеджмента, адаптируя западные методики. Их мало, но они функционируют в сфере крупномасштабного бизнеса. Процесс, как правило, идет сверху (по типу холдинговой организации), то есть формируется управляющая компания, которая выбирает привлекательные для себя сферы бизнеса и предприятия и вовлекает их в свою структуру через различные формы влияния, инвестирование, поглощение, слияние и управляет ими. В этом случае система планирования, как основной управляющий инструмент, организована достаточно хорошо и в полном объеме. Функции стратегического (долгосрочного) планирования осуществляет головная компания, а входящие в группу предприятия осуществляют весь комплекс текущего планирования на основе заданной стратегии или долгосрочного плана (например, компания Макдональдс). Основной тенденцией их развития на данный момент можно назвать все большее применение информационных технологий в текущем и оперативном планировании и активный поиск новых стратегий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.