Выбор метода планирования зависит от наличия информационного обеспечения, вероятности или определенности изменений во внешней среде, государственной политики по вопросам ценового и налогового регулирования и пр.
Центральным моментом обеспечения эффективности в будущем является планирование целевых объемов деятельности (т.е. целевой выручки или товарооборота). Наиболее целесообразно проводить многовариантные расчеты этого показателя, направленные на определение критического, минимального, максимального и целевого объемов деятельности.
Для обоснования критического размера выручки используется методика расчета «точки безубыточности» на базе информации об уровне переменных затрат, сумме постоянных расходов и ставок налоговых платежей, прогнозируемых на будущий период. Под точкой безубыточности понимают такой объем выручки предприятия, при котором его затраты полностью покрываются за счет полученных доходов. В точке безубыточности прибыли еще нет, но также нет и убытков.
Для расчета объема выручки, обеспечивающей предприятию безубыточность, используют формулу:
Втбу = Зпост * (100+Сндс)/100 / (1-ДЗП), (1)
где Втбу – выручка предприятия, обеспечивающая безубыточность;
Зпост – постоянные затраты предприятия;
ДЗП – доля переменных затрат в выручке без НДС;
Сндс – ставка налога на добавленную стоимость.
В точке минимальной рентабельности выручка покрывает расходы на осуществление деятельности и обеспечивает минимальную прибыль. Минимальной считают такую прибыль, уровень которой к собственному капиталу предприятия равен банковскому проценту по средствам на депозите. Таким образом, минимальная прибыль – это та прибыль, которую предприятие могло бы получать от вложения собственных средств на банковский депозит при условии их продажи по рыночным ценам.
Пмин = (СС*МУР)/100 , (2)
Вмин = (Зпост+Пмин) *(100+Сндс)/100 / (1-ДЗП), ( 3)
где Пмин – сумма минимальной прибыли;
СС – размер собственного капитала предприятия;
МУР – минимальный уровень рентабельности;
Вмин – выручка в точке минимальной рентабельности.
Максимальный объем деятельности предприятия определяют на основе теории равновесия и он равен такому объему выручки, при котором предельные доходы равны предельным расходам.
Обоснование целевого товарооборота предусматривает определение целевой чистой прибыли, при расчете которой необходимо учитывать:
1) потребности предприятия в финансировании программ производственного и социального развития;
2) потенциальные возможности предприятия, определяемые ограниченностью доступных ресурсов.
Процесс разработки внутрифирменного плана развития можно представить в виде ряда последовательных этапов.
1 этап. Анализ внешней среды организации и ее сбытовых возможностей.
Анализ внешней среды предполагает изучение потребностей и спроса покупателей на рынке района деятельности, исследование потенциальных поставщиков, изучение основных конкурентов, а также оценку регулирующей деятельности государства.
В настоящее время организации общественного питания получают прибыль за счет розничной продажи собственной продукции и покупных товаров. Следует наращивать объемы продаж продукции, которая пользуется наибольшим спросом у покупателей, в особенности тех товаров, спрос на которые не эластичен или слабо эластичен по цене.
Кроме того, данном этапе необходимо оценить собственный капитал предприятия и дать рыночную оценку его балансовой стоимости для принятия решения о грамотном использовании собственных средств предприятия и выбора альтернативных видов деятельности, в случае не достижения минимальной рентабельности капитала.
2 этап. Определение целей развития предприятия (в т.ч. размера чистой прибыли для коммерческого предприятия).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.