Внутрифирменное планирование в предприятиях питания. Сущность планирования, страница 16

Выбор метода планирования зависит от наличия информационного обеспечения, вероятности или определенности изменений во внешней среде, государственной политики по вопросам ценового и налогового регулирования и пр.

Центральным моментом обеспечения эффективности в будущем является планирование целевых объемов деятельности (т.е. целевой выручки или товарооборота). Наиболее целесообразно проводить многовариантные расчеты этого показателя, направленные на определение критического, минимального, максимального и целевого объемов деятельности.

Для обоснования критического размера выручки используется методика расчета «точки безубыточности» на базе информации об уровне переменных затрат, сумме постоянных расходов и ставок налоговых платежей, прогнозируемых на будущий период. Под точкой безубыточности понимают такой объем выручки предприятия, при котором его затраты полностью покрываются за счет полученных доходов. В точке безубыточности прибыли еще нет, но также нет и убытков.

Для расчета объема выручки, обеспечивающей предприятию безубыточность, используют формулу:

Втбу = Зпост * (100+Сндс)/100  / (1-ДЗП),                      (1)

где Втбу – выручка предприятия, обеспечивающая безубыточность;

Зпост – постоянные затраты предприятия;

ДЗП – доля переменных затрат в выручке без НДС;

Сндс – ставка налога на добавленную стоимость.

В точке минимальной рентабельности выручка покрывает расходы на осуществление деятельности и обеспечивает минимальную прибыль. Минимальной считают такую прибыль, уровень которой к собственному капиталу предприятия равен банковскому проценту по средствам на депозите. Таким образом, минимальная прибыль – это та прибыль, которую предприятие могло бы получать от вложения собственных средств на банковский депозит при условии их продажи по рыночным ценам.

Пмин = (СС*МУР)/100   ,                                       (2)

Вмин = (Зпост+Пмин) *(100+Сндс)/100  / (1-ДЗП),               ( 3)

где Пмин – сумма минимальной прибыли;

СС – размер собственного капитала предприятия;

МУР – минимальный уровень рентабельности;

Вмин – выручка в точке минимальной рентабельности.

Максимальный объем деятельности предприятия определяют на основе теории равновесия и он равен такому объему выручки, при котором предельные доходы равны предельным расходам.

Обоснование целевого товарооборота предусматривает определение целевой чистой прибыли, при расчете которой необходимо учитывать:

1)  потребности предприятия в финансировании программ производственного и социального развития;

2)  потенциальные возможности предприятия, определяемые ограниченностью доступных ресурсов.

Процесс разработки внутрифирменного плана развития можно представить в виде ряда последовательных этапов.

1 этап. Анализ внешней среды организации и ее сбытовых возможностей.

Анализ внешней среды предполагает изучение потребностей и спроса покупателей на рынке района деятельности, исследование потенциальных поставщиков, изучение основных конкурентов, а также оценку регулирующей деятельности государства.

В настоящее время организации общественного питания  получают прибыль за счет розничной продажи собственной продукции и покупных товаров. Следует наращивать объемы продаж продукции, которая пользуется наибольшим спросом у покупателей, в особенности тех товаров, спрос на которые не эластичен или слабо эластичен по цене.

Кроме того, данном этапе необходимо оценить собственный капитал предприятия и дать рыночную оценку его балансовой стоимости для принятия решения о грамотном использовании собственных средств предприятия и выбора альтернативных видов деятельности, в случае не достижения минимальной рентабельности капитала.

2 этап. Определение целей развития предприятия (в т.ч. размера чистой прибыли для коммерческого предприятия).