Срабатывает принцип: прогнозировать развитие предприятия сложнее, чем отрасли, а отрасли сложнее, чем всей национальной экономики
Становится очевидным, что заменить существовавший институт централизованного планирования силами собственного внутрифирменного планирования, каждое отдельное предприятие не в состоянии. Этот процесс требует значительных инвестиций. Они могут осуществляться, например, государством, крупными корпорациями либо большим числом предприятий - участников. Нужно также иметь ввиду, что отдача от этих вложений наступит не сразу, в чем и проявляется инвестиционный характер процесса.
Таким образом, необходимы инвестиции в совершенствование управленческих механизмов, которые позволили бы снизить трансакционные издержки производства и сбыта товаров, что расширило бы возможности рыночной саморегуляции. Однако в России до сих пор события развиваются исходя из принципа, что без искажающего влияния монополий и государства между экономическими субъектами сложится оптимальная система отношений.
Учитывая тот факт, что для всех развитых стран запада и востока процессы роста и укрупнения предприятий шли одновременно с развитием систем менеджмента, наша экономика оказалась в ситуации преобладания сектора крупномасштабного бизнеса при полном отсутствии отработанных методов управления ими.
Можно сказать, что системы управления должны надстроиться, чтобы обеспечить потребности экономики. Решение столь сложной и глобальной задачи невозможно без поддержки государственных структур. Практика последнего десятилетия показала, что реформирование институтов функционирования промышленных предприятий невозможно в рамках отдельно взятых субъектов хозяйствования. Необходима общегосударственная программа, сопряженная с другими видами государственной политики внешнеэкономической, научно-технической, учетно-статистической, социальной и др. По сути, нужен институт микроэкономического реформирования.
Ядром системы могло бы стать индикативное планирование, органично связанное с долгосрочной социально—экономической стратегией. Несмотря на то, что в РФ законодательно закреплен статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки, очевидно, что данный инструмент макроэкономического регулирования в нашей экономике находится в стадии становления. На наш взгляд, центральным звеном развития практики индикативного планирования могут стать крупные и ведущие в своих отраслях предприятия и их объединения. На мезоуровне поддерживать данный процесс возможно на уровне областей и субъектов федерации.
Незаменима роль государства и в информационном обеспечении процессов планирования, создании коммуникаций и обеспечения прогнозирования. Частные внутрифирменные прогнозы должны быть основаны на прогнозах макроэкономической динамики. Сколь бы ни было крупно и финансово сильно предприятие, самостоятельно «с нуля» осуществлять данный процесс для него не рентабельно. Также важно в целях создания информационной поддержки предприятий достоверное и полное описание экономики. Это можно обеспечить путем ведения адекватного статистического учета.
Следующим важнейшим элементом планирования являются государственные целевые программы. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления, решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д. Материально—техническое обеспечение программ, как правило, происходит за счет поставок для нужд государства по типу госзаказа через государственную контрактную систему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потребностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.