ТЕСТ АМТХАУЭРА
(фрагменты книги Р.Амтхауэра "ИСТ-70. Тест по определению интеллекта.
Руководство по проведению теста и анализу его результатов).
ВВЕДЕНИЕ
Метод получил название "структурный тест по проверке интеллекта, что подчеркивает то, что метод позволяет не только получить данные об уровне интеллекта, но и выявить его структуру.
Интеллект рассматривается в качестве особой структуры в соответствующей структуре личности человека. Интеллект, в нашем понимании, - это структурная совокупность духовно-умственных способностей, проявляющихся в результатах деятельности и дающих человеку возможность существовать в окружающем мире в качестве действующего элемента. Интеллект может быть обнаружен только по его проявлениям, т.е. тогда, когда он проявляется в результатах деятельности.
Даже если эту особую структуру приходится рассматривать в отрыве от личности в целом, мы все-таки отдаем себе отчет в том, что она тесно связана со стимулами, волей и другими факторами и не идентична только интеллектуальным процессам.
Мы далеки от мысли рассматривать и изучать результаты интеллектуальной деятельности или связанные с ними способности как существующие независимо друг от друга. Изолированное рассмотрение никогда не даст представления о многообразии умственной деятельности и лежащих в ее основе способностей. Оно приведет к обнаружению множества факторов, соотношение которых невозможно будет объяснить с достаточной ясностью. В итоге исследователь окажется в тупике, для выхода из которого ему опять-таки потребуется психологическая интерпретация, и он будет вынужден прибегнуть к такому методу анализа, который адекватен духовной жизни с присущей ей динамикой. В своей рабочей гипотезе мы исходим поэтому из предпосылки, что все результаты деятельности и лежащие в их основе способности находятся в сочетании друг с другом, образуя соответствующую структуру. Члены этой структуры расположены в иерархическом порядке. Подобно тому, как во всякой иерархии доминирующая сфера оказывает большее или меньшее влияние на все остальные сферы, члены такой иерархической структуры испытывают влияние со стороны доминирующих факторов и определяются ими.
Вскрыть такие структурные принципы, существование которых мы предполагаем в качестве рабочей гипотезы, будет возможно, по нашему мнению, только путем эмпирической работы, которая должна проходить под постоянным и строжайшим контролем. Их дальнейшее освещение не сможет более ограничиваться только количественными данными. Последние скорее образуют лишь прочную наличность, которая должна сочетаться с интуицией. Интуиция же, в свою очередь, получит благодаря количественным данным четкие контуры и станет направленной интуицией.
Таким образом, происходит объединение двух исследовательских направлений: одного, стремящегося к получению на основе чисто эмпирической работы точных и, по возможности, объективных данных, и другого, основывающегося на психологических методах и пытающегося постичь существенно больше интуитивным путем.
Таковы в общих чертах особенности работы методом структурного теста по определению интеллекта. В последующем изложении даются лишь описания инструмента исследования и руководство по исследованию метода, а также основные направления анализа результатов и возможности их интерпретации.
РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ одного испытания методом ИСТ требуется:
1. Тестовые тетради по параллельным формам А и Б.
Эти тетради содержат 9 групп заданий с общим числом отдельных заданий 180; кроме того примеры и пояснения к каждой группе заданий.
Формы соответствуют друг другу по степени трудности и значимости и должны использоваться в качестве вариантов, т.е. при повторном проведении испытаний даются соответствующие параллельные формы, а в рамках одной группы испытуемых даются различные формы с тем, чтобы сидящие рядом лица работали с различными формами.
2. Дополнительные листы с тестовым тетрадям (анкеты для заданий на запоминание).
3. Бланки (или анкеты) для ответов.
ДЛЯ АНАЛИЗА результатов испытаний требуются:
1. Шаблоны для анкет по соответствующим параллельным формам.
2. 4 0Таблицы норм для различных видов школьного образования.
3. 4 0Таблицы норм для различных возрастных групп.
ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 4 0результатов требуется:
1. Таблицы для различных видов школьного образования с учетом отклонений от М в SW (стандартное значение).
2. Таблицы для профессиональных групп в SW.
3. Таблицы профилей профессиональных групп с учетом отклонений от среднего значения М в SW.
МАТЕРИАЛ для проведения испытаний готовят следующим образом: в тетради вкладывают анкеты для ответов сразу после обложки.
Необходимо иметь: секундомер (часы с секундной стрелкой), количество карандашей и резинок по числу испытуемых, запасные карандаши, резинки, тестовые тетради и анкеты.
ЧИСЛО испытуемых в группе рекомендуется, по возможности, ограничить 10-20 чел.
ОБЩЕЕ время испытания около 90 мин. При проведении испытания следует учитывать те правила, которые относятся к любому психологическому тесту. Прежде всего необходимо подобрать подходящее помещение и выбрать такое время, в течение которого обеспечивается оптимальная работоспособность участников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.