Собственно для итерпретации нельзя предложить какого-либо одного правила.Автор даёт здесь лишь описание тех возможностей интерпретации, которые выработались в его собственной практике и положительно зарекомендовали себя при испытании большого числа лиц.
При оценке полученных результатов по методу ИСТ прежде всего встает вопрос об уровне интеллекта. В числовом выражении это соответствует общему стандартному значению. Это значение соотносят с предшествующим школьным и профессиональным развитием и рассматривают его в связи с социальным происхождением и средой, окружающей испытуемого. На этом первом этапе производится сравнение общего результата испытуемого с результатами подобных ему лиц.
Затем взятую для сравнения группу лиц ограничивают лишь теми, которые имеют такое же образование, что и испытуемый.На основании этого делается вывод о том, что испытуемый обладает средними (низкими, высокими) способностями (относительно ИСТ). При сравнении общего необработанного результата этого испытуемого со "школьным" стандартным значением и получаем, что данный испытуемый в сравнении с лицами, имеющими подобное образование обладает средними (высокими6 низкими)
способностями.
Другой основой для интерпретации служит параметр
"закрепление-гибкость". С помощью результатов ИСТ можно выделить параметр интеллекта, который обнаруживает плавные переходы от крайней
"изменчивости" к крайнему "закреплению". Кроме того, удалось получить доказательство изменения структуры интеллекта у взрослых людей, характеризующегося переходом от большей "гибкости" к большему
"закреплению". С точки зрения практической диагностики это позволяет сделать вывод, является ли мышление испытуемого относительно его возраста в высокой степени "прочным", или оно еще достаточно "гибко".
Это дает также отправные точки для определения "способности к умственному развитию".
Способ вычисления для определения этого параметра описан выше
("размерность"). Высокие плюсовые значения означают соответственно высокое "закрепление", высокие минусовые значения - большую
"гибкость". Значения ниже +-10 менее надежны. В нашем примере испытуемый показал значение +22. Это означает высокую степень закрепления в мышлении. Если же учесть, что он работает во внешнеторговой организации, то станет понятным тот факт, что он не доволен своей профессией.
Затем обращаемся к интерпретации профиля. Это означает, что результаты данного испытуемого рассматриваются по отдельным группам заданий, причем они сравниваются с результатами группы лиц, имеющих полное сходство с признаками данного испытуемого. Далее мы задаемся вопросом, как представители этой сравниваемой группы реализовали до настоящего времени свой интеллект в школьных или профессиональных достижениях. Путем дальнейших сравнений с другими аналогичными групповыми профилями можно определить в каком направлении лучше раскроются интеллектуальные способности испытуемого.
При этом следует иметь в виду, что нельзя придавать слишком большого значения различиям между стандартными значениями, полученными для различных групп заданий, которые составляют менее 0,5 сигма или 5
пунктов стандартного значения, и нужно рассматривать их как менее надежные.
При оценке профиля сначала обращает на себя внимание тот факт, что некоторые из них начинаются как "М", а другие как "W". Это означает следующее. Если первые четыре пункта (группы заданий
1,2,3,4,0 одного профиля начинаются в виде пунктирной линии "М", т.е.
долина-вершина-долина-вершина, то речь идет, в целом, о преобладании способностей к языкам и теоретическим дисциплинам. Если же напротив, пунктирная линия соответствует "W" (вершина-долина-вершина-долина), то перед нами испытуемый с преобладанием способностей к практической деятельности.
1 2 3 4 9 5 6 7 8 %
120 ------х--------------------------------------------х 90
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.