Тест Амтхауэра. Руководство по проведению теста и анализу его результатов, страница 5

Собственно для итерпретации нельзя предложить какого-либо  одного правила.Автор даёт здесь лишь описание тех возможностей интерпретации, которые  выработались  в  его  собственной  практике  и   положительно зарекомендовали себя при испытании большого числа лиц.

При оценке полученных результатов  по  методу  ИСТ  прежде  всего встает   вопрос   об  уровне  интеллекта.  В  числовом  выражении  это соответствует общему стандартному значению.  Это значение соотносят  с предшествующим  школьным  и профессиональным развитием и рассматривают его  в  связи  с  социальным  происхождением  и   средой,   окружающей испытуемого.  На  этом  первом  этапе  производится  сравнение  общего результата испытуемого с результатами подобных ему лиц.

Затем взятую  для  сравнения  группу  лиц ограничивают лишь теми, которые имеют такое же  образование,  что  и  испытуемый.На  основании этого делается вывод о том, что испытуемый обладает средними (низкими, высокими)  способностями  (относительно  ИСТ).  При  сравнении  общего необработанного результата этого испытуемого со "школьным" стандартным значением и получаем,  что данный испытуемый  в  сравнении  с  лицами, имеющими  подобное  образование  обладает средними (высокими6 низкими)

способностями.

Другой основой      для     интерпретации     служит     параметр

"закрепление-гибкость".  С  помощью  результатов  ИСТ  можно  выделить параметр интеллекта,  который обнаруживает плавные переходы от крайней

"изменчивости" к крайнему "закреплению".  Кроме того, удалось получить доказательство   изменения  структуры  интеллекта  у  взрослых  людей, характеризующегося  переходом  от  большей   "гибкости"   к   большему

"закреплению".  С  точки зрения практической диагностики это позволяет сделать вывод,  является  ли  мышление  испытуемого  относительно  его возраста в высокой степени "прочным",  или оно еще достаточно "гибко".

Это  дает  также  отправные  точки  для  определения  "способности   к умственному развитию".

Способ вычисления для определения  этого  параметра  описан  выше

("размерность").  Высокие  плюсовые  значения  означают соответственно высокое  "закрепление",   высокие   минусовые   значения   -   большую

"гибкость".   Значения  ниже  +-10  менее  надежны.  В  нашем  примере испытуемый  показал  значение  +22.  Это  означает   высокую   степень закрепления   в   мышлении.   Если  же  учесть,  что  он  работает  во внешнеторговой организации,  то станет понятным тот факт,  что  он  не доволен своей профессией.

Затем обращаемся  к  интерпретации  профиля.  Это  означает,  что результаты  данного  испытуемого  рассматриваются по отдельным группам заданий,  причем они сравниваются с результатами группы  лиц,  имеющих полное  сходство  с признаками данного испытуемого.  Далее мы задаемся вопросом,  как представители этой сравниваемой группы  реализовали  до настоящего  времени  свой  интеллект  в  школьных или профессиональных достижениях.  Путем  дальнейших  сравнений  с   другими   аналогичными групповыми  профилями  можно  определить  в  каком  направлении  лучше раскроются интеллектуальные способности испытуемого.

При этом  следует  иметь  в  виду,  что  нельзя придавать слишком большого значения различиям между стандартными значениями, полученными для различных групп заданий,  которые составляют менее 0,5 сигма или 5

пунктов стандартного значения,  и нужно  рассматривать  их  как  менее надежные.

При оценке профиля сначала обращает на себя  внимание  тот  факт, что  некоторые  из  них  начинаются  как  "М",  а другие как "W".  Это означает  следующее.  Если  первые  четыре  пункта   (группы   заданий

1,2,3,4,0 одного профиля начинаются в виде пунктирной линии "М",  т.е.

долина-вершина-долина-вершина,  то речь идет,  в целом, о преобладании способностей  к языкам и теоретическим дисциплинам.  Если же напротив, пунктирная линия соответствует "W" (вершина-долина-вершина-долина), то перед  нами  испытуемый  с  преобладанием  способностей к практической деятельности.

1     2     3     4     9     5     6     7     8     %

120 ------х--------------------------------------------х                                  90