110 ------------х-----------------------------х--------х х х 75
100 ------------------------------х-----------------х--- 50
Профиль типа "М".
1 2 3 4 9 5 6 7 8 %
120 х-----------х-----------------------х--------------х х 90
110 ------------------------------х-----------х--------х 75
100 ------------------х--------------------------------- 50
Профиль типа "W".
Помимо этого, разумеется, нужно учитывать и остальные пункты, характеризующие профиль.
Можно предложить дальнейшее уточнение путем сопоставления профилей. Основой для этого служат отклонения стандартных значений групп заданий от среднего стандартного значения (М SW), рассчитанного выше. Благодаря такому расчету сознательно исключается уровень, так что основой для дальнейшего рассмотрения служит только профиль.
Сравним значения отклонений в нашем примере с различными профессиональными группами, в которых подобным же образом исключены различия в уровне. В нашем примере + отклонения приходятся на 1, 2, 4
и 5 субтесты. Ориентируясь на первые три значимых отклонения находим подходящий профиль - это административные работники. Проведя сравнения по всем группам заданий мы можем дать совет испытуемому искать применение своим способностям в административно-управленческой сфере.
Разумеется, отклонения и приближения к определенным профессиональным группам можно дать и в квазиколичественном выражении.
Сумма отклонений по всем 9 группам заданий показывает последовательность отклонений или удалений от профиля данного испытуемого. Минимальное суммарное значение отклонений означает наибольшее приближение, максимальное значение - наибольшее удаление от соответствующего индивидуального профиля. Таким образом мы получаем последовательную картину возможностей профессионального развития.
(Излишне говорить, что речь идет только о возможностях, тем более, что благоприятная структура интеллекта - это лишь одна, хотя и весьма существенная предпосылка профессионального развития.)
Еще одно замечание. По результатам испытаний лиц женского и мужского пола оказалось, что лицам женского пола лучше удаются задания, связанные с языком, тогда как испытуемым мужского пола задания, независимые от языка.
ФУНКЦИИ, ИССЛЕДУЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИСТ
Корреляции с различными внешними критериями и анализами факторов позволили определить, какие функции принимают участие в выполнении групп заданий. Однако, в оценке их значений и их наименованиях нельзя достичь однозначности. Поэтому необходимо привести несколько обозначений, позволяющих ориентироваться в определенных направлениях.
1 (SE) дополнение предложений:
формирование суждения, акцент в конкретно-практическом, чувство действительности, самостоятельность в мышлении.
2 (WA) выбор слов:
охват языковых значений, чувство языка, индуктивное языковое мышление, способность к вчувствованию6 воспринимающие компоненты.
3 (AN) аналогии:
комбинационная способность, подвижность и способность мышления к перестановкам, охват и перенос отношений, ясность и последовательность мышления, сопротивление приблизительным решениям.
4 (GE) общности:
языковая способность к абстрагированию, образование понятий, языково-логическое мышление.
9 (МЕ) задания на запоминание:
способность к запоминанию, сохранение в памяти выученных слов, длительное запоминание, память.
5 (RA) арифметические задачи:
практическо-математическое мышление, индуктивное мышление числами, подвижность и способность мышления к перестановкам, ритмические компоненты.
6 (ZR) числовые ряды:
умение оперировать абстрактными закономерностями, способность удерживать в памяти разные последовательности, логические способности.
7 (FA) выбор фигуры:
способность к воображению, богатство воображения, наглядно-целостное мышление, образно-конструктивные компоненты.
8 (WU) задания с кубами:
способность к пространственному представлению, технико-конструктивные компоненты, не исключены аналитические моменты, от обычного образования обычно не зависит.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.