Психологические особенности преступности несовершеннолетних. Динамика, групповой характер, степень организованности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психологические особенности преступности несовершеннолетних

Динамика, групповой характер, степень организованности.

С развалом СССР, с кризисом общественных отношений, распадом ранее существовавшей системы профилактики наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних. Она меняется и количественно и качественно. При этом ни педагоги, ни психологи, ни сотрудники правоохранительных органов не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда – серьезные упущения в профилактической работе.

Их характеризует: Высокий динамизм. Для характеристики роста преступности используют термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подростково-юношеское население страны, выросло и количество совершаемых им преступлений и наоборот, уменьшилось численно подростково-юношеское население – уменьшилось и количество совершаемых им преступлений.

В настоящее время прирост подрастково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних выросла приблизительно на 200 %, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20 %.

Подростково - юношеские преступления отличаются большой латентностью, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, изнасилование, рэкет, карманные и квартирные кражи, мошенничество и др. – о них не заявляют в правоохранительные органы. Причины самые различные: нежелание обнародовать о себе компрометирующую информацию, угрозы со стороны насильников, выплата «откупных».

При рэкете, нормальных кражах, мошенничестве действуют другие причины – это неверие в возможности органов милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников (по судам затаскают), самообвинение – сам виноват.

Рост преступности опасен ростом рецидивизма. Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков. Значит, чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. самопорождения, саморазвития по присущим ей внутренним законам.

Вместе с тем преступность несовершеннолетних характеризуется незавершенностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, сезонам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков. Чаще всего несовершеннолетние совершают преступления в свободное от учебы время в учебные дни (с 15 до 24). Пик приходится на 20-21. До 7 % преступлений совершается в учебное время, когда подростки учатся, до 10 % - преступления совершаются в период производственной практики, 18-20 % - в выходные и праздничные дни. Меньше всего преступлений совершаются в понедельник. В течение года «пик» приходится на каникулы, что связано с уменьшением социального контроля и разрушением ранее существующей системы профилактики преступлений. Еще один всплеск преступности приходится на март месяц, что предположительно связано с сезонной перестройкой организма и изменением уровня тестерона в крови.

Групповой характер преступности несовершеннолетних. Известно, что истоки преступлений находятся в семье, затем в школе (классе, классной группе), в нарушении принципа социальной справедливости, в заформализованности воспитательной работы. Все это дети стремятся компенсировать свободной деятельностью «на улице».

Именно потребность в общение, потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в призвании окружающих, неудовлетворенная в семье и в школе, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями.

Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Особенно велика в психологическом отношении роль «тусовок» (мест сбора подростков и юношей), где группируются подростки и юноши, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства. Находят друзей, обмениваются информацией, занимаются «любовью в очередь», употребляют токсические и наркотические вещества.

Около 60 % из числа обследованных подростков проводят свободное время на тусовках, которые превратились в клубы по криминальным интересам. Карманники тусуются в одном месте, мошенники в другом. Если раньше для тусовок выбирались места, далекие от милиции (подвалы, чердаки и др.), то теперь они тусуются «на глазах милиции» (дискотеки, кафе). Состав тусовочников показателен. Каждый третий состоит на учете в ДК милиции. Большинство употребляют алкоголь, многие пробовали токсические и наркотические вещества. Наиболее значимые для тусовочников такие ценности как деньги, порнография, секс. Больше всего их привлекает коммерция, работа в охранных структурах, рэкет. Тусовка играет большую роль в психологической подготовке подростков к криминальной деятельности.

Сферой общения и местом проявления активности подростка становится группа, нормы и ценности которой, формируются вне социально значимой деятельности, направлены на достижение групповой сплоченности и стимулируют асоциальное поведение подростков (курение, употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство, притеснение младших и т.д.), что является питательной почвой для совершения преступлений.

Преступные группы несовершеннолетних, члены которых чувствуют психологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкие ограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования. Преступные группы удерживаются не только общностью интересов, но и общностью криминальных интересов, потребностью в поддержке криминальной деятельности. Сама криминальная деятельность приобретает налет романтики, обставляется эмоционально насыщенными атрибутами (татуировка, жаргон, клятва, кличка и т.п.). Влияние группы на индивида очень велико, особенно угрозой наказания за отступничество.

В профтехучилищах (колледжах) скапливается так называемый специальный контингент:

1.  лица, совершившие преступления которым суд назначил условную меру наказания;

2.  лица, совершившие преступления, которым назначена отсрочка исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы;

3.  лица, совершившие антиобщественные опасные действия, к которым уголовное наказание не применяется в связи с недостижением возраста уголовной ответственности;

4.  несовершеннолетние, освобожденные досрочно или по отбытию срока из воспитательно-трудовых колоний;

5.  несовершеннолетние, выпущенные из спецшкол и спецпрофучилищ, в которых они находились за совершение или преступление или правонарушение;

6.  подростки, склонные к бродяжничеству, азартным играм, употребляющим наркотики.

Подростковые группы отличаются высокой криминальной активностью – они не будут бездействовать.

Высокая криминальная активность – они способны за кратчайшие сроки изменить направленность и характер преступной деятельности, время и место преступных посягательств.

В основе активности и мобильности лежат социально-психологические механизмы переживания успеха от совместной групповой деятельности. Если все сошло с рук, то состояние послепреступной эйфории.

Психологический характер преступности несовершеннолетних.

В профилактике преступности необходимо учитывать прочную связь преступности и моды (обувь, одежда, и др.). Она проявляется не только в внешно-предметной сфере, но, прежде всего, в образе жизни (поведение, досуг, спорт, межличностные отношения).

Культуризм как мода в спорте побуждает подростков к занятиям спортом – карате, самбо, бокс. Это полезно, однако полученные навыки защиты и нападения часть из подростков

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
112 Kb
Скачали:
0