• через указание автора (авторов) методики (методика Дембо-Рубин штейн, "Кольца Ландольта", методика Мюстенберга, методика Амен-Дорки).
Методы педагогической диагностики
Существует несколько классификаций методов ПД, каждая из которых построена на определенном основании-критерии. Необходимости в единой моноклассификации методов, на наш взгляд, нет: ведь конкретные классификации не противоречат, а дополняют одна другую, в совокупности своей отражая многоаспектную природу классифицируемого материала — методов изучения личности и социально-педагогических процессов. В таблице 1 представлена панорама существующих на сегодня классификаций методов диагностического исследования.
Таблица 1. Методы диагностического исследования
Основание (критерий) |
Наименование класса методов |
Состав методов |
||
1 |
2 |
3 |
||
Область теоретико-гсрикладного гуманитарного знания, где преимущественно применяется данный метод |
- общенаучные |
наблюдение, беседа, эксперимент |
||
- психодиагностические |
тест, личностные опросники, проективные методы |
|||
- социологические |
анкета, интервью, социометрия |
|||
- собственно педагогические |
анализ продуктов деятельности учащихся и школьных документальных источников, игра |
|||
- психофизиологические |
все аппаратурные методы |
|||
Способ проникновения в объект |
- наблюдение (целенаправленное восприятие действительности) |
включенное/ ненключен-ное, открытое/ скрытое; самонаблюдение; непосредственное/ опосредованное; программированное; поисковое/ узкоспециализированное наблюдение; метод экспертных оценок; психолого-педагогический консилиум |
||
- опросные (диалоговые методы) |
беседа, интервью, личностный опросник, анкета |
|||
- тесты (стандартизированные задания) |
тесты достижений, интеллекта, способностей, креа тивности, личностные, аппаратурные |
|||
- проективные методы (проекция особенностей подсознания в деятельности) |
очень разнообразная по внешнему виду группа методов: ассоциативные методы, интерпретационные методы, экспрессивные методы |
|||
- игровые методы |
учебные игры, детские игры, соревнования |
|||
1 |
2 |
3 |
||
- изучение продуктов деятельности учащихся и школьных документальных источников |
качественный анализ продуктов деятельности учащихся и школьной документации; контент-анализ |
|||
- эксперимент (строго контролируемое исследование процесса, который педагог специально организует в диагностических целях) |
лабораторный эксперимент, естественный эксперимент |
|||
По степени формализации исследования |
- строго формализованные (жесткая регламентация процедуры обследования, стандартизация стимульного материала и ответов) |
тесты, анкеты, личностные опросники, все аппаратурные методы |
||
малоформализованные |
проективные, игровые метода, наблюдение, беседа, интервью, эксперимент, изучение Продуктов деятельности и документальных источников |
|||
Используемые Материалы |
- бланковые методы |
вес методы и конкретные методики, в которых применяются бланки для заполнения ответов |
||
- компьютерные методы |
все методы и конкретные методики, возможные в компьютерном исполнении |
|||
- предметные методы |
методы, в которых испытуемый манипулирует с предметами, фигурами |
|||
- аппаратурные методы |
методы и конкретные методики, в которых используются технические средства, конструкции, аппаратура |
|||
Носитель информации |
— вербальные метода |
все методы, организующие работу испытуемого со словесной информацией |
||
1 |
2 |
3 |
||
- невербальные методы |
все методы, организующие работу испытуемого с неречевой информацией (образами, схемами, рисунками, фигурами, объемными предметами и т.д.) |
|||
По этапам исследования |
- методы сбора информации |
наблюдение, личностные опросники, проективные, игровые методы; изучение продуктов деятельности, эксперимент, тесты |
||
- методы предварительной обработки результатов |
количественные (статистическая обработка, схематизация, шкалирование и др.), качественные (категоризация, классификация, обобщение, анализ) |
|||
- методы интерпретации |
генетический анализ (причинный), структурный анализ (по взаимосвязи частей и целого) |
|||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.