Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 19


              +.

•  способны проникнуть в неосозна ваемые человеком установки;>мотивы, состояния,; комплексы

•  снимаются защитные барьеры и социальная косметика, поскольку цель диагностики замаскирована

•  доступна для человека любого уровня речевого и культурного развития (за исключением вер бальных методик)


                        __

•  пока нет достаточной научной обоснованности психологического механизма проекции

•  субъективность позиции диагноста на этапе интерпретации продуктов деятельности испытуемого; опас-ность вторичной проекции

•                качественная обработка, высокая трудоемкост


Методы изучения документальных источников

В педагогической диагностике ,цод документальным источником понимается школьная документация, разрабатываемая педагогическим коллективом (журналы, планы, протоколы педагогических советов, медицинские карты, дневники учителей) и продукты деятельности учеников (записки, воспоминания, сочинения, письма, дневники, альбомы, стенгазеты и т.д.), стенографические и аудио-видео материалы, отражающие жизнь школы, учеников микрорайона (фото, магнитофонные пленки, картины, кино-, видео- материалы).

Метод носит вспомогательный характер. Информация, полученная из документальных источников, либо первоначально ориентирует диагноста, в каком направлении вести исследование, либо в итоге подтверждает (опровергает) полученные ранее диагностические данные.

Традиционно содержание документальных источников анализировалось качественно и не было свободно как от субъективизма, так и от несистемности, эмпиричности и стихийности. В целях преодоления этих недостатков начиная с 60-х годов стал использоваться контент-анализ. Контентанализ — это количественно-статистический способ обработки текстов, при котором выделяются определенные смысловые единицы, замеряется их частота и объем упоминаний данных единиц. Приводим примерный алгоритм контент-анализа. Изначально должна быть поставлена цель на основе гипотезы (что же хочет «уловить» из текста исследователь). Далее определяется выбранная совокупность источников (сколько и каких нужно обработать документов, чтобы полученная информация была репрезентативной, т.е. достоверной). Затем определяются единицы анализа (какие понятия, слова и т.д. будут подсчитываться). Подсчитывается частота использования единиц анализа, на этом основании определяются тенденции, особенности, закономерности исследуемой реальности. По данному алгоритму видно, что "сущность контент-анализа состоит в выделении, фиксации заданных единиц и их классификации41.          ■:

Методом контент-анализа педагог-практик может воспользоваться при изучении духовного мира учащихся, их ценностей, установок, концепции Я, системы отношений к миру и другим. Например, из сочинений «Мой друг» путем подсчета наиболее часто встречающихся определений друга можно выделить критерии оценки личности, господствующие в данном классе, или данном возрасте.

Следует подчеркнуть, что контент-анализ может встречаться в двух ипостасях: как совершенно самостоятельный метод непосредственного получения информации о личности и группе (о котором только что говорилось) и как способ обработки полученных другим методом диагностических данных. Например, методом словесных ассоциаций был получен массив лексических единиц (слов), употребленных испытуемым. При помощи контент-анализа подсчитывается частота и объем слов с абстрактным, конкретным, эмоциональным значением и определяется соответствующий тип мышления.

Для того, чтобы воспользоваться контент-анализом как самостоятельным методом диагностики, необходимо достаточно большое число документальных источников, в противном случае выводы на основании анализа скажем одного—двух документов будут недостоверны.

Отметим достоинства и ограничения метода изучения документальных источников.