Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 13

•  будучи разработанными учеными-исследователями, являются научно-обоснованным диагностическим инструментом

•  стандартизация ответов дает возможность статистической обработки, создания компьютерных версий

•  массовость, а значит экономичность

•  все ЛО снабжены шкалами оценок, которые позволяют педагогу-пользователю получить уровневую, а значит качественную характеристику исследуемого параметра


ЛО требуют развитого социального интеллекта, поэтому доступны далеко не каждому испытуемому. В связи с этим использование ЛО допустимо только с жестким учетом возрастных и культурных возможностей испытуемого

•  необходимость выразить свое мнение через ограниченное количество формализованных ответов (типа "да—нет") примитивизируют позицию человека, ставят его перед категорическим выбором

•  степень объективации внутреннего мира личности ограничена в связи с субъективностью ответов. ЛО как правило должны использоваться совместно с наблюдением, экспертизой и т.д.


понимая показательную ценность ответа, испытуемый может отвечать в социально желательном свете (явление социальной косметики)

Тесты

Тест (test — испытание) — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени задания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми15.

В настоящее время термин "тест" употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком значении тест — это любая методика, содержащая систему высказываний или заданий, по?" ^чющая получить измерения соответствующих психологических свойсг_ ' этом значении термин "тест" применяется для обозначения и личности» . опросников (тест Г. Ай-зенка Epi), и собственно тестов (тест, Дж. Кеттела), и проективных методик (тест Г. Роршаха, тестМ. Люшера).                             ;

В узком значении тест — это метод, включающий систему заданий на умственные или практические действия. Далее пойдет речь о тестах именно в узком значении.

В образовании тесты-испытания применялись с незапамятных времен для проверки знаний: умений в виде всем Известных контрольных работ. Первые, тесты, предназначенные для диагностики не знаний, а психики человека, были разработаны в лоне экспериментальной психологии в конце 19 века Э- Сегеном (Франция, 1866)* и Ф. Галътоном (Англия, 1884). Сам термин "test" ввел Д. Кеттелл в 1890 году. Подлинными отцами тесгологаи наряду с Д. Кеттеллом являются А. Бине и А. Симон, разработавшие не устаревшие до сих пор тесты интеллекта. Тестология в течение 20 века прошла бурный и непростой путь: от тестового бума в 20-ые годы через тестовый кризис в 30—40-ые гг. до взвешенного подхода к достоинствам и ограничениям тестов в настоящее время.

В системе отечественного образования психологические тесты стали впервые применяться в начале 20 века в рамках педологии — науки о детях А.П. Нечаевым (1901 г.), В.П. Кащенко (1913 г.), А.Ф Лазурским (1915 г.). В 20-ые г. в Советской республике педология, имея статус официально признанной отрасли педагогики, активно прибегала к педагогическому тестированию (А. П. Болтунов, М.Ю. Сыркин, И.Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, ДА Толчинский). В 30-ые года и далее наступает идеологический запрет педологии со стороны тоталитарного государства, отвергавшего ценностное отношение к личности; тестирование предается полувековому забвению как в педагогике, так и впрочем во всех гуманитарных науках. В 80—90-ые годы демократизация общественных и государственных процессов вернула тестирование (правда в осторожных, ограниченных масштабах) в систему образования для оптимального решения задач индивидуального, личностного и персонифицированного подхода к ребенку (К.М. Гуревич, И.В. Дубровина, A3. Зак, В.Г. Колесников, А.Г. Лидере, ДА Леонтьев, Н.Г. Лусканова, Е.И. Рогов, С.С. Степанов).