• будучи разработанными учеными-исследователями, являются научно-обоснованным диагностическим инструментом
• стандартизация ответов дает возможность статистической обработки, создания компьютерных версий
• массовость, а значит экономичность
• все ЛО снабжены шкалами оценок, которые позволяют педагогу-пользователю получить уровневую, а значит качественную характеристику исследуемого параметра
ЛО требуют развитого социального интеллекта, поэтому доступны далеко не каждому испытуемому. В связи с этим использование ЛО допустимо только с жестким учетом возрастных и культурных возможностей испытуемого
• необходимость выразить свое мнение через ограниченное количество формализованных ответов (типа "да—нет") примитивизируют позицию человека, ставят его перед категорическим выбором
• степень объективации внутреннего мира личности ограничена в связи с субъективностью ответов. ЛО как правило должны использоваться совместно с наблюдением, экспертизой и т.д.
понимая показательную ценность ответа, испытуемый может отвечать в социально желательном свете (явление социальной косметики)
Тесты
Тест (test — испытание) — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени задания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми15.
В настоящее время термин "тест" употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком значении тест — это любая методика, содержащая систему высказываний или заданий, по?" ^чющая получить измерения соответствующих психологических свойсг_ ' этом значении термин "тест" применяется для обозначения и личности» . опросников (тест Г. Ай-зенка Epi), и собственно тестов (тест, Дж. Кеттела), и проективных методик (тест Г. Роршаха, тестМ. Люшера). ;
В узком значении тест — это метод, включающий систему заданий на умственные или практические действия. Далее пойдет речь о тестах именно в узком значении.
В образовании тесты-испытания применялись с незапамятных времен для проверки знаний: умений в виде всем Известных контрольных работ. Первые, тесты, предназначенные для диагностики не знаний, а психики человека, были разработаны в лоне экспериментальной психологии в конце 19 века Э- Сегеном (Франция, 1866)* и Ф. Галътоном (Англия, 1884). Сам термин "test" ввел Д. Кеттелл в 1890 году. Подлинными отцами тесгологаи наряду с Д. Кеттеллом являются А. Бине и А. Симон, разработавшие не устаревшие до сих пор тесты интеллекта. Тестология в течение 20 века прошла бурный и непростой путь: от тестового бума в 20-ые годы через тестовый кризис в 30—40-ые гг. до взвешенного подхода к достоинствам и ограничениям тестов в настоящее время.
В системе отечественного образования психологические тесты стали впервые применяться в начале 20 века в рамках педологии — науки о детях А.П. Нечаевым (1901 г.), В.П. Кащенко (1913 г.), А.Ф Лазурским (1915 г.). В 20-ые г. в Советской республике педология, имея статус официально признанной отрасли педагогики, активно прибегала к педагогическому тестированию (А. П. Болтунов, М.Ю. Сыркин, И.Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, ДА Толчинский). В 30-ые года и далее наступает идеологический запрет педологии со стороны тоталитарного государства, отвергавшего ценностное отношение к личности; тестирование предается полувековому забвению как в педагогике, так и впрочем во всех гуманитарных науках. В 80—90-ые годы демократизация общественных и государственных процессов вернула тестирование (правда в осторожных, ограниченных масштабах) в систему образования для оптимального решения задач индивидуального, личностного и персонифицированного подхода к ребенку (К.М. Гуревич, И.В. Дубровина, A3. Зак, В.Г. Колесников, А.Г. Лидере, ДА Леонтьев, Н.Г. Лусканова, Е.И. Рогов, С.С. Степанов).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.