Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 20

•  обращение к документам повышает эмпиричность и объек тивность исследования

•  использование контент-анализа обеспечивает статистическую обработку данных, что снижает субъективизм и интуитивность качественного анализа


•  не преодолевается полностью субъективизм позиции исследователя на этапе выделения еди ниц анализа, интерпретации результатов

•  огромная трудоемкость ручной обработки документов


Игра

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Кроме традиционной детской, выделяют деловые игры, которые в свою очередь включают в себя: учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Исследовательские игры делятся на игры с целью научного изучения явления (в лабораторных условиях); и игры с диагностической целью, организуемые для постановки диагноза личности, группы4 .

Как самостоятельный метод игровая диагностика в силу своей трудоемкости используется в педагогической практике крайне редко. Уместнее всего говорить о диагностической функции детской и учебной игры, тесно сплавленной с ее другими, ведущими функциями: развивающей, обучающей, коррекционно-терапевтической.

В игре диагностируются достаточно разнообразные аспекты личности и ее опыта.                                                                               .;.

В учебных играх выявляется опыт личности, т.е. уровень знаний и умений, формируемых в игре (например, в ходе студенческой деловой игры "Психолого-педагогический консилиум" диагностируются и оцениваются умения и навыки бесконфликтного общения, контактного взаимодействия и т.д.).

В детских играх преимущественно диагностируются внутренний мир ребенка и характер его межличностных отношений.

*Ь В сюжетно-ралевых играх (семья, школа, больница) выявляются особенности межличностных отношений; коммуникативность, лидерство, речевое развитие, эмоциональный склад личности.

Ч> В результативных (кегли, мишени) и подвижных играх (кошкимышки, жмурки) выявляются уровень притязаний, самооценка, степень уверенности в себе, тревожность, эмоциональная устойчивость, произвольность поведения.                                                             •

**> В играх-соревнованиях диагаостируется произвольность поведения, достижительность и волевые качества ребенка, его энергетический потенциал.     '           '.

Из всех видов игр наиболее ярким диагностическим потенциалом обладают, несомненно, детские игры. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника; она успешно конкурирует с учебной деятельностью и в младшем школьном возрасте. Игра — наиболее доступный для ребенка способ самовыражения, самоактуализации. Будучи символической, игровая деятельность свободна от принуждения, подчинения, контроля взрослых и страха, поэтому именно в игре ребенок свободно обнаруживает свои отношения, импульсы, конфликты, установки.

По каким единицам игровой деятельности педагог может судить о личностных особенностях ребенка? К ним можно отнести такие единицы, как: особенности выбора игрушек, предпочитаемые роли, эмоциональные реакции; темы, к которым ребенок настойчиво возвращается; области высокой и низкой интенсивности аффекта; реакции взаимодействия (ответная или инициативная); степень включенности в отношения и т.д.43.