Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 12

В одних источниках (см. учебное пособие "Основы психодиагностики" под ред. А. Г. Шмелева, Ростов-на-Дону, 1966) эти методики выделены в отдельный класс наряду с наблюдением, беседой, личностными опросниками и т.д. В других источниках (см. учебное пособие "Психологическая диагностика детей и подростков" под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой, М., 1995) все методики шкалирования рассматриваются как особая форма ответов в ЛО. Вторая точка зрения представляется нам наиболее верной. Действительно, если вслед за А. Бине считать ЛО самоотчетом (по основанию "психологическое содержание деятельности испытуемого"), то все формы шкалирования — это лишь внешний способ организации деятельности по самоотчету. Шкалирование — это универсальная вспомогательная техника, которая, кстати, применяется и в других классах методов, скажем, в проективном тесте Люшера, в экспертных оценках (класс наблюдения) и т.д.

Таблица 2. Виды методик субъективного шкалирования

•    графическое шкалирование

г— добрый

Методика "Лесенка"

г-*

Инструкция: оцени, на-

сколько у тебя развита та

Г"*

или иная черта личности.

злой _Г

Для этого поставь букву Я

на нужную ступеньку

•    семантический дифференциал

Методика "Эмоционально-

спокойные                           конфликтные

психологический климат"

отношения                                отношения

Инструкция: оцените от-

ношения в вашем классе.

взаимная

Для этого поставьте крес-

вежливость                                  грубость

тик ближе к тому качеству,

которое характерно для

вашего класса

•    ранжирование

=*    иду В школу

Методика

=>   учусь

"Позиция школьника"

=>   выполняю домашнее задание

=>   отдыхаю

Процедура: школьник вы-

=>   смотрю телевизор

бирает из серии "дел" одно

=>   читаю книгу

самое важное, затем выби-

=>   гуляю

рает из оставшихся "дел"

=*   помогаю по дому                 .   .  _,

одно самое важное и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что ЛО составляется, научно обосновы вается, длительно и глубоко экспериментально проверяется на надежность и валидность только специалистами-учеными. Педагог может выступать лишь как пользователь готового ЛО. Ряд особо сложных по своему научному аппа рату опросников (например, опросник MMPI, 16 факторный опросник Кеттелла, патохарактерологический опросник А.Е. Личко для определения ак центуаций и т.д.) доступен только специалисту с высокой психологической квалификацией.                                                                    .    .    .   ..

Отметим достоинства и ограничения личностных опросников.