Мировая политика: субъекты, цели и задачи. Ключевые понятия мировой политики, страница 7

3  Трудно определить перспективную отрасль

При ориентации только на собственные ресурсы себестоимость производимых товаров слишком высока, таким образом, страна лишается сравнительных преимуществ, которые имеет при включении в мировое хозяйство.

Представители определенных отраслей национальной экономики могут использовать субсидирование и не спешить с модернизацией, в результате происходит отставание данной отрасли от мирового уровня.

Политика протекционизма вызывает ответную реакцию других государств.

17. Основные положения экономического либерализма как подхода к взаимодействию политики и экономики в сфере международных отношений.

Торговый либерализм – науч.направление, которое исходит из представления о необходимости устранения тариф. и нетариф. барьеров в м/н торговле.

1  Каждое государство должно ориентироваться на выпуск той или иной продукции

2  Корпорации одни из основных участников экономической сферы и видит наиболее эффективную роль государства в том, чтобы оно не вмешивалось в их экономическое поведение

3  Подчеркивает необходимость устранения экономических барьеров, обусловленных национальными интересами, т.к. они препятствуют свободной торговле.

4  Подчеркивает не конкуренцию государств, а наличие их общих интересов, необходимость сотрудничества в экономической сфере, получение выгоды.

18. Осн особенности взаимодействия политики и экономики в сфере МО: «План Маршала», «Бреттон-Вудская система»

План Ма́ршалла(офиц. название European Recovery Program — «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 американским министром иностранных дел Джорджем К. Маршаллом (вступил в действие в апреле 1948). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (Западная Германия, Австрия, Бельгия, Люксембург, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция). План Маршалла содействовал укреплению положения США в Западной Европе.

Программа оказалась в высшей степени успешной. Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран.

В 1951 заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

Бреттон-Вудс – цели: 1. стабилизировать обмен курсы валют, оказ. помощь странам, экономика кот. пострадала во время 2МВ; 2. активизировать м/н торговлю; 3. возрождение золотого стандарта.

В целях стабилизации обменных курсов и помощи государству:

1.  были приняты решения о создании МВФ и проект положения о МБРР. Этим были заложены основы послевоенной финансовой системы. Задачи МВФ и МБРР: стабилизация финанс сист-мы и торговли; 70-80-е гг – внимание на развивающиеся страны; 90-е гг – внимание на гос-ва Вост Европы и РФ.

2.  Бреттон-Вудская система предусматривает развитие свободной торговли. 1947г – в Женеве подписали ГАТТ. Всемир банк отказался от обмена валюты на золото. 1995г – ГАТТ стала ВТО.

Впервые золотой стандарт был введён в 1821г в ВБ и просуществовал до 1914г. В сер 20-х гг 20в ВБ попыталась восстановить золотой стандарт, однако Великая депрессия сделала систему крайне неустойчивой. В 1931г ВБ отказывается от обмена своей валюты на золото. При Бреттон-Вудской сист-ме $ стал ключевой валютой. 1 унция золота~$35, при этом правительство США гарантирует обмен $ на золото.

В целом эк система Бреттонвудса стимулировала эк рост в Зап Европе, Японии и США, но эк бум продолжался до тех пор, пока сохраняется уверенность в стабильности амер экономики.

19. Осн особенности взаимодействия политики и экономики в сфере МО после распада «Бреттон-Вудской системы».

Середина-конец 1960-х – эк. кризисы. Стало ясно, что США не смогли выполнить обязательства по конвертации $ в золото.