Мировая политика: субъекты, цели и задачи. Ключевые понятия мировой политики, страница 2

Существование гос-в и самой системы международных отношений, по мнению реалистов, зависит от четкого следования национальным интересам: это является одним из ключевых понятий в теории реализма. Национальные интересы, как утверждают реалисты, имеют объективный характер, поскольку определяются такими объективными факторами, как традиции, неизменная природа человека, географические условия и т.п. В рамках реализма оказывается проблемой то, как определять эти интересы и чем обусловлены различия в их восприятии со стороны конкретных политиков. Например, какая внешняя политика отвечает национальным интересам России?

Другим, не менее важным понятием в реализме является «национальный суверенитет, который дает гос-вам, с одной стороны, свободу поведения, но не освобождая их от ответственности за предпринимаемые действия -с другой.

Реалисты подчеркивают, что ни одно гос-во не обладает монопольным правом на добродетель, на определение того, «что хорошо, а что плохо» в моральном отношении. Самым эффективным средством сохранения мира является, по мнению реалистов, баланс сил.

Реализм доминировал в 1940-1970-е годы, отражая реалии Второй мировой, а затем и холодной войны. На первый план в исследованиях того периода выходили взаимодействие и соперничество гос-в на мировой арене. Все остальное оказывалось вторичным. По этой причине, анализируя межгос-венное взаимодействие, реалисты особое внимание уделяли военной сфере.

В качестве одного из направлений реализма в послевоенный период возникает подход, получивший название реалполитик (гос-ва должны готовиться к войне для сохранения мира).

В последние годы внутри реалистской школы появился неотрадиционный, или неоклассический, реализм. Наконец, некоторые авторы выделяют постклассический реализм

В целом за последние годы реализм в различных своих модификациях получает развитие и продолжает оставаться одним из важнейших теоретических направлений современности.

Вопрос 4 Неореализм. К концу 1970-х годов сформировался неореализм (простой реализм не мог объяснить политику  в рамках развития торговли и интеграции), или структурный реализм. Исследователь К. Уолтц. Неореализм сохранил многие положения классического реализма, прежде всего рассмотрение государства в качестве ключевого элемента построения международных отношений. Государства стали рассматриваться неореалистами не только сами по себе, но и с учетом тех структур, которые они образуют, в том числе союзов и межправительственных организаций.

Категория «силы» также сохранилась в неореалистском подходе в качестве ключевой единицы. Однако стала включать в себя не только военное превосходство, хотя это осталось важнейшим. Государства в своих интересах конкурируют с одними и сотрудничают с другими. Но основной акцент в неореализме делается на конфликте и конкуренции.

Государства действуют на международной арене, в зависимости от своей мощи. Одновременно сохраняется и понятие «баланс сил», который, по их же мнению, позволяет удерживать участников от применения силы в международных отношениях. Различают простой баланс сил, известный как биполярная система, и сложный баланс сил, предполагающий несколько силовых центров (многополярная, или многополюсная, система).

Решающее значение в современных международных отношениях оказывает глобальный уровень, т.е. сама система международных отношений. Она и «задает» распределение возможностей (в первую очередь военных) среди государств. Согласно первому, государства в международных отношениях руководствуются мотивом выживания. Второй принцип заключается в определении участников международных отношений. Третий принцип К. Уолтца состоит в том, что государства не однородны, а обладают разными возможностями или потенциалом.

Много внимания уделял К. Уолтц анализу баланса сил, рассматривая его в качестве одного из основных понятий в теории международных отношений. Он исходит из того, что ядерное оружие является важнейшим фактором, который обеспечивает баланс сил в мире. При этом его распространение не дестабилизирует систему международных отношений, а, напротив, укрепляет ее, так как обеспечивает гарантии против вооруженных конфликтов в силу эффекта устрашения.