2.Оставляем ячейки диапазона А5:С7 за булевыми переменными, соответствующими предполагаемому маршруту.
3.Суммы переменных по строкам задаем в диапазоне D5:D7 копированием в нем формулы = СУММ(А5:С5), введенной в ячейку D5.
4.Суммы переменных по столбцам задаем в диапазоне А8:С8 копированием в нем формулы = СУММ(А5:А7), введенной в ячейку А8.
5.В ячейку D8 вводим целевую функцию
= СУММПРОИЗВ(А1:С3;А5:С7).
6.В ячейку D9 вводим формулу = А5 + В6 + С7, с помощью которой исключим пути i→i.
7.В диалоговом окне «Поиск решения» вводим данные:
8.Нажмем кнопку «Выполнить»
Ответ: А1→ А3→А2→А1; min Z(X) = 20.
Пример 3
Имеется сеть дорог, связывающая 3 пункта. Расстояния между пунктами этой сети равны d01 = 25, d02 = 40, d03 = 30, d12 = 50, d13 = 20, d23 = 60. Требуется составить оптимальный маршрут из условия минимизации суммарного пробега для машины, выходящей из «нулевого» пункта, которая должна побывать в каждом пункте только по одному разу и вернуться в «нулевой» пункт.
Решение
.1. Делаем чертеж к задаче.
2. Каждому ребру построенного графа сопоставляем свою булеву переменную хi, i=1,2,…,6, значение которой равно 1, если ребро входит в кратчайший путь и равно 0 в противном случае.
3.Отведем диапазон А1:F1 для переменных хi, .
4.Для каждой вершины сумма значений переменных, соответствующих
Ребрам, выходящим из нее, должна быть равна 2, так как по условиям задачи коммивояжер должен въехать в каждый пункт и выехать из него по другому пути. В противном случае он попадет в пункт, в котором уже был.
Поэтому в ячейки A2:D2 вводим формулы:
= a1 + b1 + c1, (х1 + х2 + х3 = 2),
= a1 + d1 + e1, (х1 + х4 + х5 = 2),
= c1 + d1 + f1, (х3 + х4 + х6 = 2),
= b1 + е1 + f1, (х2 + х5 + х6 = 2).
5.В ячейку Е2 запишем целевую функцию
= 25*a1 + 40*b1 + 30*c1 + 20*d1 + 50*e1 + 60*f1.
6.Зададим сценарий решения Оптимальный маршрут представлен ниже и представляет 0→3→1→2→0. Минимальный пробег равен 140.
Задача о назначениях Имеется m различных самолетов, которые надо распределить между m авиалиниями. Известно, что на j-й авиалинии i–й самолет будет приносить Cij доход. Требуется так распределить самолеты, чтобы максимизировать суммарный доход.Положим
если i-й самолет направлен на j-ю авиалинию, |
|
в противном случае. |
Математическая модель записывается следующим образом:
, при ограничениях
хij равно либо 0, либо 1.
Ограничения этой задачи отражают требования, что каждый самолет вызывается только на одну авиалинию и на каждую авиалинию назначается один самолет.
ПримерТри типа самолетов следует распределить между четырьмя авиалиниями. Данные об организации процесса перевозок приведены в следующей таблице:
Тип самолета |
Число самолетов |
Месячный объем перевозок одним самолетом по авиалиниям, ед. |
Эксплуатационные расходы на один самолет по авиалиниям, д. ед. |
||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||
1 |
50 |
15 |
10 |
20 |
50 |
15 |
20 |
25 |
40 |
2 |
20 |
20 |
25 |
10 |
10 |
70 |
28 |
15 |
45 |
3 |
30 |
35 |
50 |
30 |
45 |
40 |
70 |
50 |
65 |
Требуется распределить самолеты по авиалиниям так, чтобы при минимальных суммарных эксплуатационных затратах перевезти по каждой из четырех авиалиний соответственно не менее 300,200,1000,500 ед. груза.
* Закон β-распределения наиболее полно характеризует продолжительность работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.