Определение оптимального объема наземной и летной отработки объектов РКТ, страница 9

При решении данной частной задачи оптимизации, затратами Δci необязательно являются денежные затраты. Так, при летных испытаниях возникает задача получения требуемой эффективности изделия при минимальном числе пусков. Возможности отработки основных систем изделия при одном пуске определяются в основном ресурсом двигателей. Таким образом, сокращение числа пусков уожет быть достигнуто за счет более рационального распределения ресурса между основными системами ЛА. В такой постановке под сk1 понимается, например, расход рабочего телa на проведение эксперимента с k - й системой, nk — число таких экспериментов в программе летных испытаний, сk — расход рабочего тела на отработку k -й системы, Δci — суммарный расход на отработку основных систем, от которого зависит число необходимых пусков.

1.13-14.5. Планирование единичного пуска

При решении ряда практических задач таких, например, как планирование единичного пуска и др., представляет интерес и следующая постановка частной задачи оптимизации [Епифанов А.Д. Надежность систем управления.- М.: Машиностроение, 1975.- 180 с.]:

                        (1.13-14.66.)

т е. задача распределения допустимых затрат ресурса между основными системами ЛА, оптимизирующих эффективность ЛА Wi. Для упрощения математических выкладок в качестве целевой функции удобно принять выражение

                            (1.13-14.67.)

максимум которого совпадает с максимумом исходного выражения (1.13-14.66).

Связь эффективности систем с приращением стоимости описывается зависимостью

               (1.13-14.68.)

Функция Лагранжа в данном случае имеет вид

                (1.13-14.69.)

Условие экстремума определяется соотношениями

               (1.13-14.70.)

Точное решение системы уравнений (1.13-14.70.) можно получить численными методами, например, методом последовательных приближений [Епифанов А.Д. Надежность систем управления.- М.: Машиностроение, 1975.- 180 с.].

На первом шаге допустимое приращение стоимости распределяется между системами поровну. Далее, учитывая (1.13-14.68.)…(1.13-14.70.), определяют Wk и λ, которые используют для второго шага. Заметим, что решение второй частной задачи оптимизации существенно сложнее первой.

1.13-14.6. Рациональное распределение базовых и текущих затрат

При обосновании программ испытаний большое значение имеет вопрос о рациональном распределении базовых и текущих затрат [Волков Л.И., Шишкевич А.М. Надежность летательных аппаратов. Высшая шк. 1975.- 296 с.]. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Полная стоимость испытаний на некотором i - м уровне иерархии, выбранная в качестве целевой функции, складывается из базовых и текущих затрат:

                                   (1.13-14.71.)

Из решения задачи оптимального разделения получены требования к эффективности ЛА WЗi, которую необходимо получить на данном уровне, причем процесс изменения эффективности Wi описывается экспоненциальной моделью, т. е. ограничение имеет вид

          (1.13-14.72.)

Необходимо получить min функции (1.13-14.71.) с учетом ограничения (1.13-14.72):

                     (1.13-14.73.)

В соответствии с данной постановкой задачи функция Лагранжа принимает вид

   (1.13-14.74.)

Из условий экстремума этой функции и выражения найдем следующие уравнения, определяющие оптимальное соотношение между базовыми и текущими затратами:           (1.13-14.75.)

откуда

Таким образам, между базовыми и текущими затратами сущестствует простое соотношение, определяемое коэффициентом β связи эффективности экспериментальной отработки в зависимости от базовых затрат.

Если показатель эффективности отработки линейно зависит от базовых затрат, т. е. βi = 1, то общий объем средств, выделенных на проведение испытаний на i - м уровне иерархии, должен быть разделен на две равные части. В летных испытаниях по материалам [Волков Л.И., Шишкевич А.М. Надежность летательных аппаратов. Высшая шк., 1975.- 296 с.] обычно наблюдается более слабая, чем линейная, зависимость эффективности от базовых затрат, т. е. βЛ < 1. В этих условиях выгоднее вкладывать больше средств непосредственно в летные испытания. При наземной отработке часто наблюдается более сильное влияние базовых затрат, т. е. β > 1, поэтому экономически выгодным становится совершенствование наземного испытательного оборудования.