Определение оптимального объема наземной и летной отработки объектов РКТ, страница 6

Рассмотрим далее случай, когда удельные затраты на i–1 – м уровне испытаний выше, чем на i - м уровне.

Тогда для достижения минимума стоимости необходимо уменьшение значения по сравнению с , т. е. увеличение продолжительности отработки на i - м уровне испытаний.

Если удельные затраты на i-1 - м уровне ниже, чем на i - м, то для обеспечения минимума стоимости необходимо увеличить продолжительность отработки на i-1 - м уровне.

1.13-14.2.5. Определение оптимального объема летных испытаний

И, наконец, рассмотрим случай, когда точность оценки параметров на i-1-м и i-м уровнях неодинакова. В этом случае также происходит перераспределение продолжительности отработки в зависимости от точности оценки параметров; если точность на i-1-м уровне ниже, чем на i-м, то предпочтение следует отдавать i-му уровню и наоборот.

Для более наглядной иллюстрации методики оптимизации рассмотрим конкретный пример по определению оптимального объема летных испытаний.

Летные испытания являются завершающим, наиболее ответственным этапом экспериментальной отработки ракет и космических летательных аппаратов. В процессе летных испытаний проверяется правильность функционирования отдельных систем и всего КА в целом, исследуется его работоспособность, раскрываются и устраняются причины отказов или неисправностей. Конечной целью летных испытаний является заключение о степени соответствия характеристик КА требованиям технического задания.

При решении этих задач возникает ряд трудностей, связанных с тем, что статистический материал, полученный при летных испытаниях вследствие проведения ограниченного количества экспериментов и изменения в их условиях невелик по объему и неоднороден по составу.

Указанные обстоятельства ограничивают возможность определения вероятностных характеристик испытуемых объектов классическими статистическими методами и требуют разработки комбинированных методов, учитывающих априорную информацию, накопленную в процессе предшествующих испытаний и теоретических расчетов.

Достоверность этой априорной информации зависит от точности принятой при исследованиях математической модели КА. Получить же точное математическое описание только теоретическим путем из-за большой технической сложности современных КА очень трудно. Поэтому на протяжении всего процесса экспериментальной отработки на отдельных элементах, системах и КА в целом проводятся исследования по уточнению его математической модели.

Таким образом, построение математической модели и определение характеристик КА - это две взаимосвязанные задачи, решаемые в течение всего процесса его экспериментальной отработки. При этом, чем более уточнена математическая модель к началу летных испытаний, тем более достоверна накопленная априорная информация, и, следовательно, для оценки характеристик КА потребуется меньшее количество летных испытаний. Это является чрезвычайно важным, так как при создании уникальных космических комплексов, длительная эксплуатация которых не предусмотрена, расходы на опытную отработку достигают 90% от суммы всех затрат на создание космических комплексов. Поэтому задача сокращения сроков и стоимости разработки образцов ракетно-космической техники сводится в основном к задаче рациональной организации и проведения испытаний. Для успешного решения этой задачи, в первую очередь, необходимо оптимальное планирование испытаний. Планирование должно быть комплексным, охватывающим весь цикл испытаний, проводящихся на всех этапах отработки КА.

Следует, однако, отметить, что рациональный объем и содержание летных испытаний для каждого конкретного КА зависят от его назначения, совершенства используемого испытательного оборудования и ряда других факторов.