Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в

Страницы работы

Содержание работы

© Н.Ф. Максютин

Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга / Н.Ф. Максютин. —2-е стер. изд. — Казань: Медицина, 2003. — 128 с.

6. Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в.:

Рассмотрим два аспекта: 1) активное развитие имевших место и прежде массовых форм досуга в городе, 2) возникновение новых учреждений и форм досуга.

6.1. Городские увеселения

По этой позиции темы назову доступные и достаточно насыщенные фактами работы, а от себя добавлю некоторые определения и факты более давнего времени из малодоступных источников. (Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. — Л., 1988; Русские народные гуляния (По рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова. — Л.; М., 1948).

Если в указанное время организацией зрелищ и увеселений занимались в основном антрепренеры частных театров и эстрады, то до середины XIX в. главными героями ярмарочных и праздничных зрелищ в городах были мелкие бродячие театры и цирки, выросшие из скоморошьего племени. С него и начнем.

Церковники утверждают, что скоморохи ведут начало от испорченных нравов византийского двора, от юго-западных народов, а истинному русичу они чужды. Некоторые фольклорные мотивы, игры и обряды пришли со стороны, взаимодействие культур оставляло след, но воспринятое трансформировалось, приобретало местный облик. Например, русский Петрушка, сохранив иранско-турецкий облик, по характеру и сюжету вполне наш. В "Слове о полку Игореве" фигура Бояна, музыканта и сказителя, представлена как глубоко традиционная. Сатирики и юмористы подтвердят, что их жанр трудно поддается

96

экспорту-импорту. Состав инструментов у скоморохов был самый "подножный": дудки, рожки, сопелки, ложки, бычьи пузыри, трещотки. По струнным есть элементы заимствования.

Напомню классификацию скоморохов, данную исследователем русской старины А.С. Фаминциным (его книги "Скоморохи на Руси", "Божества древних славян", изданные в 80-х годах XIX в., сегодня можно найти лишь в библиотеках Императорских университетов).

Скоморохи оседлые и бродячие. Первые занимались хлебопашеством или ремеслом, а в дни праздников свои таланты и выдумку бесплатно или за скромное угощение дарили людям. Некоторые жили при боярских дворах, веселя хозяев и теша их амбиции. Они являются прообразом и предтечей народного самодеятельного творчества. Другие на повозке или пешком со своим реквизитом и скарбом передвигались по бесконечным и трудным русским дорогам, давая представления в деревнях, селах, городках. Неоднозначным было и отношение к ним. При скудости событийной и эмоциональной сторон жизни появление скоморохов было радостным событием, сходились (стар и млад, даже зная про греховность таких увеселений. За труды скоморохам платили мало, а случалось и ничего не давали. Чтобы не умереть с голоду, им приходилось и красть: курицу или гуся поймать, поживиться овощами в огороде. Поэтому их побаивались и не уважали, как обычных бродяг без кола и двора. Ждали, любили смотреть, но не уважали. Впрочем, такой же была участь бродячих театров и цирков в Европе до середины XVII в. Бродячие скоморохи были предтечей и формой существования профессионального искусства. Так характеризует А.С. Фаминцин скоморохов по образу жизни и деятельности. По жанрам — своя классификация.

Сказители — привилегированная группа служителей скоморошьих муз. Они сродни европейским трубадурам и скальдам. Жили при дворах князей и бояр, сочиняли былины и сказания о деяниях рода хозяина, исполняли известные былины. Это семейство Бояна.

Ьахари — самая блестящая и нередкая порода скоморохов. Мастера слова, остроумцы, юмористы и сатирики

97

в одном лице, шуты и затейники, дирижеры народного веселья. Это те, кто за словом в карман не лезут: сразу отошьют и отбреют, ответят складно (в рифму).

Музыканты — самая многочисленная когорта скоморохов. Я даже перечислить не могу предметы и материалы, с помощью которых умельцы творили музыку, их инструменты. Танец, пение — самые распространенные виды народных увеселений — нуждались в ритмической организации. Пели и без музыки, но с музыкой было лучше.

Жонглеры, акробаты, фокусники — искусство рук и пластика тел, изначальные цирковые жанры. Обогащенные многовековым опытом и современными техническими возможностями, они и сегодня собирают многотысячные толпы зрителей, например, чудеса Дэвида Копперфил-да, скомороха, вооруженного современной психологией и технологией.

Глумотворцы, или более позднее наименование — шпильманы. Театральный жанр. Самое примитивное комикова-ние на бытовые темы: нелепость ситуаций, оксюморонность действий. Этот примитив дожил и до кинематографа, запечатлен в нем (в частности, Чарльзом Чаплиным).

Вожатые "ученых" зверей. Сегодня это родной цирку жанр. Любимая фигура — медведь: он мог изображать разные социальные фигуры, сплясать, показать акробатические фортели, побороться с хозяином и т.д. Далее собаки, птицы, козы. Сами понимаете, что слоны, тигры, дельфины и прочие животные, обитающие в дальних странах, были не доступны бродячему циркачу.

Похожие материалы

Информация о работе