Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в, страница 2

Знахари. Обыкновенная народная медицина, основанная на" знании лечебных свойств трав и их составов. Для пущей важности процесс сопровождался бормотанием "таинственных", "заговорных" слов. Эта таинственность порой давала попам повод объявить знахаря колдуном со всеми вытекающими последствиями той поры.

Люди, профессионально занимающиеся этими видами деятельности, подвергались официальному остракизму, а оседлые скоморохи имели неприятности со стороны церкви и властей, особенно знахари. В трудную минуту люди тайком бежали к ним, но при этом испытывали страх и были готовы обвинить их в любых своих несчастьях.

98

Таковы скоморохи, составлявшие живую душу народных увеселений, праздников, досуга. Вот так и к нам, организаторам досуга, относятся сегодня: уважения — минимум, плата — ниже среднего, а морально умрут от тоски и внутренней пустоты без нашей помощи.

Народный самодеятельный театр и площадной театр Петрушки. О народном театре — о спектаклях, устраиваемых в сельской избе при свете керосиновых ламп или лучины или на природе ("Кострома"), пишут мало, ибо география его распространения ограничена и фактов немного. Фиксируя этот опыт досуга, отправляю любознательных к следующим источникам: Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971; Народный театр: Сб. статей. - Л., 1974 (ЛГИТМИК).

А в отношении театра Петрушки, широко распространенного площадного зрелища, надо кое-что пояснить. Как упоминалось выше, Петрушка — фигура интернациональная: в Турции — Карагез, в Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Австрии и Германии — Ган-свурст, в Чехии — Кашпарек и т.п. Всюду примерно один лик: чернявый, долгоносый, с высоким крикливым голосом, примитивно хитер, охальник, любитель женщин, но без взаимности, скандально драчлив, бьет других и обычно сам бывает бит. В силу таких свойств часто попадает в неприятные ситуации. В XVI в. путешественник Олеарий зарисовал выступление петрушечника и описал его. В 20-х годах XX в. большевики, используя формы народного площадного развлечения, пытались поставить театр Петрушки для агитки в свою пользу. Родился красноармейский Петрушка. Но примитивные сюжеты Петрушки веками держались на ярмарках и народных площадях не за счет игры и текстов хитрого дурака Петрушки, а за счет деда Еремы, содержателя театра, связующего звена между петрушечным театром и публикой, мудрого юмориста и комментатора. Когда кукольный красноармеец Петрушка бьет кукольного буржуя или кулака, то ничего смешного в этом нет. Важен остроумный комментарий. А у большевистского агитпропа всегда был дефицит юмора.

Вот один из популярных сюжетов спектакля Петрушки. Петрушка спрашивает деда Ерему: "Чего это меня никто

99

не уважает?". "Так жениться надо, остепениться", — отвечает Дед. Далее в оксюморонном стиле он нахваливает девку Дуньку. Петрушка с Дунькой. Делает предложение, а та обещает выйти за него замуж, если он обзаведется лошадью, станет справным мужиком. Следующая сцена на базаре: Петрушка торгует у цыгана лошадь, справную с виду, покупает ее, садится, едет, вдруг сзади из кобылы вылетает свекла (брюква, репа), и, как проткнутый воздушный шар, лошадь превращается в клячу. Обман. Петрушка находит цыгана, бьет или убивает его. Шум. Приходит солдат (полицейский), чтобы арестовать Петрушку. Последний бьет полицейского (солдата). Появляется шутейный доктор со своими глупыми диагнозами, затем судейский чиновник. Далее следуют разные варианты: Петрушку берут под стражу и уводят, либо Петрушка всех бьеет дубинкой и победно вертится перед публикой.

Повторяю, что главный смак был не в сюжете, а в комментариях деда Еремы, общающегося с публикой и бывшего как бы сторонним наблюдателем событий: это типичный для народного юмора эффект отстраненности и амбивалентности (уравновешенности, разнонаправленное™ — и в свой адрес, и в адрес зрителя) использовал в своем театре Вс.Мейерхольд. Тончайший художник, режиссер, владевший всеми приемами психологического реалистического театра Станиславского, он обращается к театру народной площади, находит в нем рациональные песчинки, превращает их в жемчужины театрального искусства, воспитывает блестящую плеяду народных не только по званию, но и по всенародной любви артистов типа И.Ильинского, Э.Гарина, М.Жарова, Ф.Раневской.