Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в, страница 3

В литературе советского периода преувеличен элемент социальной сатиры в театре Петрушки. Не было его. Задача исполнителей — правдами и неправдами рассмешить, потешить зрителя и получить в шапку заветную медную деньгу. В ход шли самые пошлые и непристойные действия и комментарии. Какая уж тут социальная сатира? Но ради смеха могли, конечно, поязвить и по поводу барина и попа. В 1813 г. не лучший представитель славного рода князей Долгоруких писал донос в Синод: "Чернь толпит100

ся в свои зрелища, для нее привозится несколько кукольных комедий, медведя на привязи, верблюдов, обезьян, скоморохов. Из всех их забав мне случилось зайти на одну кукольную комедию. Описывать нечего, всякий видел, что такое: для меня нет ничего смешнее того, кто представляет, и тех, кто смотрит. Гудошник пищит на скрипке, содержатель, выпуская кукол, ведет за них разговор, наполненный чуши. Куклы между тем щелкают лбами, а зрители хохочут и очень счастливы. Всегда мне казалось странным, что на подобных игрищах представляют монаха и делают из него посмешище. Кукольной комедии не бывает без рясы. Я нахожу, что это вовсе неприлично, и дивлюсь, как это позволяется. Со временем так приучат народ видеть чернеца деревянного с бабой в Комарин-ской, что и на живого старца будут с теми же помышлениями посматривать" (цит. по: Жислин С. Русский Петрушка //Народное творчество".—1937.—№ 2, С.46).

Здесь речь идет об иных кукольных представлениях, но сюжеты и характер действия были те же, петрушечные. Формы петрушечного театра, его устройство примитивны. I вариант: кукольник выступает среди толпы. На пояс крепит опрокинутую вверх юбку на обруче, а поверх нее куклы играют под слова кукольника. II вариант: у забора или стенки — ширма, за которой кукольник и его сотоварищи, поверх ширмы идет кукольное действие. Здесь возможен находящийся снаружи дед Ерема, комментатор и собиратель копеек. III вариант: поздний и роскошный вариант кукольного представления — сооружение твердых конструкций и скамеек для зрителей. Почти балаган. Дед Ерема, обязательный компонент действия, иногда сидит наверху сценической конструкции.

Среди дедов кукольных представлений были свои, забытые сегодня знаменитости, о которых упоминает в своих записках А.Я.Алексеев-Яковлев.

Другие ярмарочные и площадные увеселения.

Раек. Опять же примитивное по форме зрелище. Ящик с отверстием, чтобы смотреть, внутри — свеча, освещающая ленту картинок, по принципу фотопленки перекручиваемых с одного барабана на другой. Показывают кар-

101

тинки с портретами знаменитых людей, сражений, с видами городов и т.п. Есть познавательный момент, но главное — остроумный складный комментарий раешника, типичного бахаря.

Цирковые и луна-парковые прелести ярмарочных увеселений широко известны и в ходу по сей день, нет необходимости писать об их составе и эффектах: фокусы, акробаты, жонглеры, дрессировщики, карусели, комнаты смеха, силачи и т.п. и т.д.

Балаган. Спрашиваю сегодня: "Что такое балаган?" — Что-то вроде развеселого бардака. Шатер с эстрадно-цирковыми номерами. На самом деле это летний, временный театр. Между тем в деревянном сооружении, напоминающем склад, ангар, устраивали вполне приличную сцену, а в зале на 1000 мест ставили кресла, обитые бархатом. Тут шли драматические и эстрадные представления для народа.

Хочу обратить внимание на массовые театрализованные представления по сюжетам знаменитых исторических событий, которые устраивались в столицах во второй половине XIX в. Прецеденты были: в высокой греческой трагедии, в зрелищах Рима, в праздниках Великой французской революции, позднее — в массовых действиях в Петрограде 1918—1920 гг. Это к вопросу о преемственности и претензиях на оригинальность современных устроителей зрелищ такого рода. А.Я.Алексеев-Яковлев, похоже, был блестящим организатором последних.

Если в массовых формах деревенских и городских видов досуга изменения нарастали постепенно, то в локальных, групповых формах досуга в России можно отметить весьма заметный качественный скачок, произошедший во второй половине XIX в. Он связан с циклом реформ, осуществленных Александром II.