Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в, страница 4

Земельная, судебная, военная реформы были очень прогрессивными, но для нашей темы главным образом важны реформа местного самоуправления, создание земств, а также общая демократизация, послужившая основой возникновения обществ и организаций культурно-просветительного характера.

102

6.2. Формирование новых учреждений и форм досуга. Официальные праздники

Либерализация общественной жизни в результате реформ Александра II предоставила представителям высших сословий и интеллигенции возможность заняться окультуриванием народа. В столицах и многих губернских городах образовались общества: попечительства грамотности, попечительства трезвости, разумных развлечений. Географическое и другие научные общества много внимания стали уделять публичной работе, т.е. пропаганде знаний. С 1866 г. в России активно заявило о себе Русское театральное общество. В городе создаются воскресные школы, где бесплатно обучают представителей низших сословий. Для этих же целей — просвещения и отвлечения от пьяного досуга — в конце 90-х годов возводят на казенные и частные средства народные дома, где читались лекции, работали образовательные курсы, театральные, хоровые, инструментальные кружки. Знаменит народный дом гр. Паниной, который она построила и оснастила на свои средства (миллион царских рублей, для сравнения: в то время корова стоила около трех рублей). Сейчас это ДК железнодорожников в Санкт-Петербурге, на Лиговке, на три четверти утративший былое великолепие в результате пролетарского "пользования" этим дворцом.

Другим инициирующим центром развития культурного досуга стали органы местного самоуправления — земства. В их деятельности было немало бестолкового и самопоказного, но нередко встречались и настоящие энтузиасты просвещения и культуртрегерства. Не знаю, сколько начальных школ они открыли, преодолевая порой косность сельской общины, но достоверно можно сказать, что 5 тысяч изб-читален, второстепенных после школ учреждений, им удалось открыть (построить, обеспечить книгами и кадрами) ко времени большевистского переворота. Что такое изба-читальня на селе? Это, конечно, помещение с несколькими сотнями популярных книжек, это и сельская воскресная школа образования взрослых, это и клуб — место общения и организации любительских кружков (хоровых, театральных). Сельский учитель

103

был обязан создавать такие кружки и получал соответствующую подготовку.

В историю культурно-просветительной деятельности России вошел народный университет Шанявского в Москве, образованный усилиями московской профессуры, благотворительности и упомянутых обществ (действовал с 1908 г. по 1918 г.)- Здесь бесплатно давали и гимназическое, и университетское образование людям, не имеющим возможности (материальной или национально-сословной) обучаться в Императорских университетах. (В 50—60-е годы нашего века идею народных университетов реанимировали, но вследствие формализма совершенно дискредитировали. Когда я, пораженный информацией, представленной заведующей отделом культуры Высокогорского района о двух десятках действующих народных университетов, поехал проверять и проинспектировав все указанные адреса, то обнаружил, что к ним с натяжкой можно отнести лишь платный лекторий филармонии в районном доме культуры. Доложил министру. И что же... Эта орденоносная очковтирательница потом работала в аппарате Министерства культуры и даже заведовала партийной организацией).

Интеллигенция, служащие, не рискуя навлечь на себя гнев полицмейстеров, получили возможность собираться, устраивать спектакли, музицировать и давать благотворительные концерты. При этом самодеятельное художественное творчество опиралось не на народные традиции, а действовало на манер профессиональных коллективов: театров, оркестров, хоров. Таким образом возникали полупрофессиональные любительские коллективы художественной самодеятельности. Не редкими стали любительский театр и любительский оркестр в уезде, губернии. Их выступления были бесплатными или благотворительными. По инициативе обществ и земств формируется курсовая система подготовки кадров руководителей самодеятельных художественных коллективов. Наиболее стабильные и известные из них — столичные, пермские, харьковские. Подготовка руководителей сопровождалась изданием методических пособий, лекций, репертуарных сборников.