Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в, страница 7

108

4.  Сильно выраженный идеологический аспект: обязательное и пышное участие церкви до 1917 г. и торжественные партийные заседания, собрания в последующие годы; сегодня — симпозиумы, конгрессы, призванные выразить и оживить идеологию праздника. Идет перекройка истории под интересы правителей.

5.  Простолюдинам отводится роль зрителя, благодарного устроителям зрелищ и должного восторженно приветствовать официальных лиц. Здесь, по сути, по философии нет народного праздника, власти узурпировали, присвоили себе важную дату истории народа.

6.  С художественной точки зрения в них преобладают помпезность, претензии, роскошь, как и в предшествующие эпохи: "Вань, а ты знаешь кто был!?", "Мань, а ты видела, как...?!". Словом, философия и повадки героев чеховской "Свадьбы".

Основные компоненты официальных праздников.

1.  Торжественное богослужение: в Петербурге — в Исаакиевском соборе с участием царской семьи и удостоенных сего сановников и вельмож, в губерниях и уездах —в главном соборе с участием первых лиц губернии или уезда и осчастливленных приглашением чиновников, дворян, купцов.

2.  Торжественный прием, бал у царя, губернатора и т.д. Сколько было интриг, унижений, слез, чтобы быть приглашенным!

3.  Раздача чинов и наград. Амнистии. Для служилых людей в этом был главный момент праздника, а для властей — повод напомнить, кто есть отец-благодетель, и выслушать верноподданнические заверения в личной преданности и готовности служить Отечеству в лице властелинов.

4.  К празднику приурочивали открытие общественнополезных сооружений: дорог, школ, памятников, богоугодных заведений, церквей, электростанций и т.п. Власти демонстрировали свою неустанную заботу о народе, о нуждах города, а народу предоставлялась возможность восхититься и выразить властям признательность по этому поводу. В советское время к празднику приурочивали сдачу жилых домов и вручение ордеров. Все это — давно

109

известные приемы сублимирования идеи праздника на укрепление авторитета власти. В Казани недавно к Дню независимости "подтянули" или "оттянули" приятные события (демонстрация обновленной торговой улицы, отреставрированного вокзала и офонаренной площади, закладка метро) с тем, чтобы они ассоциировались с успехами суверенитета.

5. Устройство увеселений, развлечений и угощений для простолюдинов. С последним сегодня обстоит хуже, но порцию бесплатной каши можно получить в день Победы. В праздники все парки и сады были доступны людям любого звания; здесь играли для народа военные, пожарные и любительские оркестры, гуляющий с барышней мещанин Постромников чувствовал себя господином. Ненадолго. Городские власти нанимали артистов, циркачей, устроителей зрелищ для организации увеселений, сооружали балаганы и горки. За казенный счет, а чаще за счет широких купеческих натур, устраивали бесплатные угощения и раздачу подарков. Кто не знает, чем закончилась объявленная раздача дешевых подарков в дни коронации Николая II? М.Горький столь живописно представил это в "Жизни Клима Самгина", что добавить нечего. Удивительно, как устойчиво желание значительной части людей заполучить бесплатно даже заведомо безполезные вещи. Я видел удивление и презрение американцев и чехов, наблюдавших, как за буклет американских автомобилей на выставке 1959 г. или за безделушку на выставке чешского стекла (кажется, в 1960 г.) гордые советские люди толкали друг друга и рвали одежду. Сегодня такими приманками стали копеечные призы тем, кто споет, спляшет, посостязается.

Итак, проходят столетия, а психология власти и технология официальных праздников почти не изменились.