Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в, страница 5

104

Из такого рода самодеятельных коллективов выросли Станиславский, Андреев, Белобородое, Пятницкий, ставшие позднее основоположниками целых направлений в области искусства. Но об этом более подробно будет рассказано в курсе "Народное творчество". А здесь названные факты кратко иллюстрируют тенденции досуга в данный период. Или, пожалуй, еще один момент по этому поводу... С одной стороны, самодеятельные кружки и объединения создавались в подражание профессиональным, но действовала и иная тенденция — приблизить народное искусство к профессионализму: В.Андреев, М.Пятницкий. И. Моисеев прелестно продолжил их традицию в области танца.

Клубы входят в образ жизни россиян. К редким аристократическим английским клубам, яхт-клубам, шахматным клубам присоединилось изрядное количество клубов купеческого и промышленного сословий. Вот и в Казани, пониже дворянского собрания и поскромнее, был построен купеческий клуб (ныне здание молодежного театра).

В ходе революции 1905—1907 гг. рабочие получили право образовывать свои клубы, но большевики "подложили им свинью": превратив большую часть клубов в центры большевистской агитации и пропаганды, они спровоцировали власти на закрытие многих из них. Остальные благополучно действовали, помогая культурному росту рабочих. К 1917 г. в России было зафиксировано около 11 тысяч клубов.

Несколько слов о третьей силе либеральных культуртрегерских преобразований в России — о купечестве и промышленниках, которых с подачи советской истории и литературы мы однозначно воспринимаем как самодуров и кровопийц. Но именно они были главным источником финансирования культурного расцвета России в конце Х1Х-начале XX в.

Итак, скажем доброе слово в адрес меценатов российской культуры. На смену Тит Титычам и Сосипатрам Пантелеймоновичам из первых генераций массового российского купечества и предпринимательства, о котором мы судим по пьесам А.Н.Островского, пришли их дети и внуки, получившие столичное и европейское образование. Тит

105

Титычи, нажившие состояние не совсем честным путем, во искупление грехов своих жертвовали деньги на церкви, монастыри, чтобы те замолили их грехи. Купцы и промышленники нового, образованного поколения, не будучи альтруистами, тем не менее делились с обществом, но уже по иным адресам направляли пожертвования. Именно эта категория людей была основным источником финансирования земских культурно-просветительных проектов и деятельности просветительных и досуговых обществ.

Все помнят Савву Морозова из династии текстильных промышленников — спонсора Московского художественного театра, созданного К.С.Станиславским, друга и помощника М.Горького; Савву Мамонтова, промышленника, содержавшего на свои средства частную оперу (с 1885 г.); частную оперу С.И.Зимина (с 1904 г.); братьев Третьяковых, кормивших российских художников (приобретая их работы, они собрали картинную галерею, построили здания для нее и подарили городу Москве). Это столичные фигуры, а потому знаменитые. А сколько их было в губерниях и уездах?!

Приведу в качестве примера динамику благотворительной деятельности династии купцов Стахеевых в своей родной Елабуге, бывшей в ту пору центром огромного Елабужского уезда Вятской губернии. Жизнь и деяния этой славной династии заслуживают специального исследования, а в Елабуге — памятника. До 60-х годов их пожертвования шли на сооружение церквей в Елабуге, селах и соседних уездах, на возведение женского монастыря, от которого в советское время остались одни стены, а над могилами Стахеевых-благодетелей — асфальтированная стоянка автохозяйства. Во второй половине XIX—в начале XX в. изменился характер благотворительности: Стахеевы соорудили для города водопровод и систему фонтанов-колодцев, электростанцию, построили и оборудовали в 1878 г. реальное училище (будущий маршал и Герой Советского Союза Л.А.Говоров в отрочестве был учеником этого училища); в различные учебные заведения России направил даровитых детей служащих за свой счет В.Г.Стахеев. Венец их благотворительной деятельности —