Возникновение современных форм досуга во второй половине XIX в, страница 6

106

Епархиальное женское училище, построенное и оснащенное на средства Г.Ф.Стахеевой, и по сей день является красивейшим монументальным сооружением (ныне это основной корпус Елабужского педагогического института). В том, что Елабужский уезд к началу XX в. был одним из самых насыщенных учебными заведениями уездов России, есть бесспорная заслуга семьи Стахеевых, одних из основоположников села Трехсвятское, при Екатерине II получившего статус города Елабуги.

Имя И.И.Шишкина знают даже художественно не образованные люди, но не все ведают, что его отец — купец, просвещеннейший человек (его книга об истории Елабуги — живой и надежный источник для современных историков), елабужский городской голова, много сделал для благоустройства города и развития образования Елабуги. Стахеевы были дружны с Шишкиными и после кончины И.В.Шишкина помогали нашему выдающемуся художнику. А сколько Стахеевых и Шишкиных было на огромных просторах России??!. Очень много. Только в советское время об их благотворительной деятельности и участии в культурном развитии России умалчивалось.

Старая часть Елабуги является сегодня музейной зоной, потому что просвещенные купцы, промышленники и чиновники строили дома со вкусом, стильно. И это обстоятельство я отношу к их вкладу в культуру.

Завершая дореволюционные страницы досуга в России, скажу об официальных праздниках. Они были прекрасным поводом для народных развлечений. А.Ф.Некрылова дает подробную характеристику площадной стороны этого досуга. Я хотел бы обратить внимание на два обстоятельства: на идеологию и схему официальных праздников конца XIX—начала XX в., ни в коей мере не изменившихся и сегодня, на рубеже XXI в. Это вполне подтверждают состоявшиеся празднования годовщины суверенитета Татарстана, после которого мусорщики собрали более чем в два раза больший, чем обычно, "урожай". Слава Богу, не трупы людей, как с Ходынского поля в дни коронации Николая II.

В указанный период отмечались даты:

1000-летие России (862—1862 гг.);

107

-   200-летие Петербурга (1703—1903 гг.);

100-летие Бородинского сражения (1812—1912 гг.); 300-летие дома Романовых как царствующего (1613— 1913 гг.).

1.  Официальные праздники, как правило, эксплуатируют историческое событие, которое в памяти народа воспринимается как важная историческая веха и предмет гордости народной.

2.  Эмоции и праздничный энтузиазм масс сублимируются, канализируются в русло почитания современной власти, как бы олицетворяющей историческое событие иего героев. В 1903 г. Николай II причаливает на ботике Петра I к невскому берегу у памятника Петру под восторженные крики толпы. Он пожинает славу основателя города. На параде Победы в 1945 г. в Москве эпицентром славы становится Сталин, вождь и стратег всех победных сражений, загубивший в пять раз больше солдатских жизней, чем побитые немецкие генералы. Верноподданнический восторг организаторов порой не знает ни вкуса, ни умеренности: на одном из праздников Дня независимости Татарстана в сцене появления президента М.Шаймиева сценаристы-рифмоплеты "вложили" в уста ведущего восторженное восклицание: "Наш вождь, наш Президент".Опять спаситель и благодетель нации. Едва ли это было по душе достаточно деликатному Президенту.

3.  Происходит подстановка предмета празднования царственными и церковными особами, позднее — вождями КПСС разных рангов. Подтверждением этого, помимо вышестоящего пункта, были и памятники событию. Перед Софийским собором в Новгороде к 1000-летию России был установлен красивый памятник работы скульптора Микешина. Среди 128 фигур, в несколько рядов окольцовывающих памятник, нет места простолюдинам, даже весьма заметным в истории России. Чем ближе к вершине, тем больше сановных и царственных особ последних десятилетий, чьи заслуги не совсем адекватны тысячелетнему фону. Для тех, кто не видел этот памятник, поясню: он близок по замыслу к работе того же скульптора — памятнику Екатерине II на Невском проспекте в Петербурге.