Интеграция социального и педагогического потенциалов в деятельности парков культуры и отдыха

Страницы работы

Содержание работы

© А.Х. Дзиов

Дзиов А.Х.Интеграция социального и педагогического потенциалов в деятельности парков культуры и отдыха // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2003. ‑ № 2. – С.

А.Х. Дзиов

Интеграция социального и педагогического потенциалов в деятельности парков культуры и отдыха

Наиболее значимые инновационные изменения в парке культуры и отдыха касаются содержания форм и методов. Для определения направления этих изменений необходимо определить перспективы развития, его цели, интегрирующие все виды организационной деятельности парка, его социальный и педагогический потенциала. Главным искомым являются оптимальные показатели продуктивности и раскрытия потенциала всех компонентов деятельности парка культуры и отдыха в процессе его социального и педагогического развития.

Социально-педагогическая деятельность парка культуры и отдыха происходит на адекватной финансово-экономической основе, которая подвергается инновационным преобразованиям, прежде всего за счет оптимизации технологии.

Технология социально-педагогической деятельности базируется на требованиях нового хозяйственного механизма, сформулированного и получившего развитие, уточнение и юридическое закрепление в Законе Российской Федерации "О культуре".

Исследование показало, что моделирование процесса интеграции социального и педагогического потенциалов в парке культуры и отдыха может проходить в три этапа.

Первый этап - подготовительно-организационный - предполагал создание моделирующего органа - исследовательской группы, которая объединила бы социальных педагогов и традиционных специалистов и сотрудников парка культуры и отдыха для проведения совместной социально-педагогической деятельности.

В нашем исследовании к такой подгруппе, возглавляемой директором парка культуры и отдыха, была подключена группа из экономистов и юристов для диагностики и выработки рекомендаций. Это позволило подготовить документ-программу, закрепляющую за парком культуры и отдыха необходимое количество помещений, оборудование, источники финансирования, а также ряд функций: порядок взятия напрокат определенных вещей, охрана имущества, способы возмещения утрат и проч.

Первый этап заключался в подготовке материалов, которые определяли финансово-материальные условия эксперимента: оформление отношений собственности и аренды.

Экспериментальная программа с экономико-юридической разработкой рассматривалась и принималась координационным советом, который устанавливал сроки исполнения отдельных этапов и ответственных за их проведение.

Одновременно с разработкой программы стали функционировать курсы по переподготовке кадров для специалистов парка культуры и отдыха, непосредственно задействованных в эксперименте. На начальной стадии были проведены установочные совещания, а также инструктаж о цели и смысле эксперимента.

Одновременно разрабатывался инструментарий исследования.

Первый этап этой экспериментальной части заключался в проведении опроса и обработке полученного материала, а также в выработке на основании этого материала технологии.

Проведенный опрос дал представление о распределении населения исследуемого микрорайона (по полу, возрасту, преобладающим знаниям, образованию, образу жизни, наличию увлечений) и более углубленное знание  о распространенных предпочтениях, установках и интересах.

На основе полученных данных был сделан переход к планированию системы акций, направленных на формирование эстетически организованной среды парка культуры и отдыха  и общественного мнения о его социально-педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели были созданы экспериментальные программы по повышению эффективности социально-педагогической деятельности парка культуры и отдыха на основе принципов разработки планируемых моделей при формировании тематической композиционной структуры.

На втором этапе осуществлялись акции, нацеленные на решение задачи выработки консенсуса с контингентом населения, потенциально способного участвовать в социально-педагогической деятельности парка. Здесь были представлены такие формы: обсуждения, дискуссии, беседы, праздники, обряды, ритуалы, игры, игровые действа, выставки и концерты самодеятельных артистов, имевшие своей главной целью общение людей. Общение стало основным стержнем всей деятельности на данном этапе. Главным показателем успеха различных форм социально-педагогической деятельности является желание аудитории продолжить общение с создателями программы.

Похожие материалы

Информация о работе