Основными задачами этого этапа исследования были: найти оптимальные способы общения детей, родителей, постоянных и непостоянных посетителей и вовлечение в этот процесс активистов парка; способствовать выработке у них единомыслия по основным вопросам; выявить в сложившемся контингенте естественных лидеров, привлечь их на свою сторону и подкрепить их авторитет (неформальный статус) некоторыми формальными прерогативами; способствовать созданию вокруг лидеров системы отношений (надгрупповых ролей); тщательно фиксировать направление интересов и пожеланий посетителей в области предметных занятий; способствовать формированию различных групп и объединений, принимая во внимание, что этот первичный набор может оказаться нестабильным, а группы — непостоянными.
На третьем этапе был сформирован набор регулярно повторяющихся социально-педагогических программ.
Затем проводились анализ и систематизация развития эстетически организованной среды. Здесь предполагалась выработка системы экологических, архитектурных, пространственно-декорационных акций, благодаря которым все члены или отдельные группы регулярно встречаются и имеют поводы для общения, совместной деятельности по реконструкции парка культуры и отдыха.
При этом в личностном триединстве субъекта–объекта–субъекта действия творческим началом выступает субъект управления, поскольку он интегрирует, направляет, прогнозирует деятельность субъекта познания и субъекта практики, чем определяет успех существования единого целостного субъекта деятельности в природной и социальной среде.
Отсюда функционирование системы "среда—человек—парк культуры и отдыха" схематически можно изобразить следующим образом: организация – объект – творчество – эстетически организованная среда – социально-педагогическая деятельность. В качестве стратегических и тактических моделей социально-педагогической деятельности выступает метод бизнес-плана, способный совершенствовать технологический процесс. В программе эксперимента две основные задачи: поддержание функционирования этой системы в соответствии с нормативными требованиями и целенаправленное воздействие на раскрытие педагогического и социального потенциалов.
Педагогический потенциал – это совокупность психофизиологического потенциала (здоровье, работоспособность и т.п.), квалификационного потенциала (общие и специальные знания, трудовые навыки и т.д.) и личностного потенциала (гражданское сознание, ценностные ориентации и т.п.).
Социальный потенциал является определяющим условием воспроизводства психофизиологического и отчасти квалификационного и личностного потенциала.
В соответствии с нашей методикой "общая" (абсолютная) эффективность социально-педагогической деятельности парка культуры и отдыха опирается на соизмерение получаемого абсолютного социального и педагогического результата со всей суммой затрат, связанных с его получением. Наиболее эффективный социальный и педагогический вариант определялся сравнением вариантов по созданию условий равностепенного удовлетворения духовных потребностей населения при условии соответствия всех вариантов стандартам и нормам проектирования по установленному кругу показателей.
В ходе исследования использовались несколько показателей, которые, на наш взгляд, отражают конкретные особенности проектируемой модели: натуральные измерители (поведение, оценки действий субъектов и объектов и т.п.); показатели охвата аудитории различными формами культурно-досуговых программ (площадь парка, число посадочных мест и др.); относительные измерители (баллы) качественных свойств объектов (балльная оценка качества объектов отдыха и т.д.).
На основе теоретического анализа и практического опыта разрабатывалась методика долгосрочного прогноза социально-педагогической инфраструктуры парка культуры и отдыха.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.