Интеграция социального и педагогического потенциалов в деятельности парков культуры и отдыха, страница 4

Программа стала частью эксперимента, идейной основой которого является  сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание на основе опыта предшествующих поколений, а содержательным материалом - жизнь Москвы и москвичей на протяжении всей истории существования города.

Это многоуровневый документ содержал также разделы: "Формирование основ системы воспитания юных москвичей", "Взрослым, организующим деятельность детей в рамках программы "Я - москвич", а также обращение к юным жителям столицы: "Ты - москвич".

Конечной целью этой комплексной программы является формирование основ системы воспитания юных москвичей, важнейшим элементом которой стала совместная творческая деятельность детей и взрослых по возрождению, сохранению и развитию культурных традиций Москвы. В этой системе максимально были учтены все социализирующие, развивающие и воспитывающие факторы.

В ходе реализации программы учитывались задачи, уже решаемые в рамках таких целевых программ, как "Культура и дети", "Восхождение к истокам", "Юные таланты Московии" и другие.

Были разработаны модели оптимального взаимодействия парка культуры и отдыха в социуме: семья и школа как годовая циклограмма.

Экспериментальные акции парка культуры и отдыха в рамках данной программы строились на трех принципах организации:

- требование специфичности видов деятельности при отражении ими объективной действительности;

- систематическое корректирование, согласование частей во избежание дублирования разнозначных или одинаковых по содержанию в целях расширения и обогащения информации, обеспечения ее новизны по сравнению с тем, что уже было передано и опубликовано ранее;

- принцип функциональной взаимозависимости, который отражает устойчивую взаимосвязь между отдельными средствами в функциональном отношении, где способы объединения частей в непрерывно функционирующее целое осуществляются на основе согласованности, соответствия компонентов целого друг другу, того особого характера их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность парка, нельзя упускать из виду и столь же присущие целостным системам отношения субординации: подчиненность и соподчиненность частей, указывающие на особое место и неодинаковое значение каждой из них в системе. Именно это обстоятельство делает процесс взаимодействия социального и педагогического целесообразным. Понятие социально-педагогической деятельности наполняется конкретным смыслом и содержанием. Цель, принципы социально-педагогической деятельности каждого из средств и системы в целом определяют их функции и взаимоотношения между собой (т.е. закономерности их взаимодействия).

С этой точки зрения, социально-педагогическая деятельность - это теоретическая и координационно-практическая деятельность, направленная на достижение оптимального режима взаимодействия региональной и локальной программ с целью успешного решения задач развития личности.

Поиски в области методики моделирования социально-педагогического воздействия включали в себя также основные этапы: описание парковых акций - осмысление опыта - разработка рекомендаций - экспериментальная проверка - формирование окончательных выводов, через:

- описание поучительных в каком-то отношении парковых акций. В теоретической разработке фиксируются моменты, в которых наиболее заметно проявляются общие закономерности методики;

- осмысление опыта - важнейший этап, в котором выделяются: обобщение - поиски общих черт у сходных явлений (однородных программ, схожих по задачам кружковых занятий и проч.); поиски причинно-следственных связей между педагогической задачей - условиями ее осуществления - действиями организаторов, педагогов - действиями аудитории в период проведения акции - достигнутыми результатами;