Интеграция социального и педагогического потенциалов в деятельности парков культуры и отдыха, страница 5

- разработка предварительных гипотез или научного предположения, методических рекомендаций.

Все они могут формулироваться не только на основе непосредственного изучения конкретного опыта. И гипотеза, и методические рекомендации опираются и на общепедагогические закономерности, и на опыт других учреждений культуры;

- экспериментальная проверка. Такой проверке подвергалось каждое принципиальное теоретическое или методическое положение. И чем фундаментальнее теоретическое предположение, чем шире ожидаемая сфера применения методических рекомендаций, тем основательнее была проверка;

- формирование окончательных выводов. Выводы были конкретно-методическими или обобщенно-теоретическими. В этом и другом случае они уточнялись только после экспериментальной проверки практикой.

Моделирование интеграционного процесса социального и педагогического потенциалов парка культуры и отдыха осуществлялось на основании общих закономерностей социально-педагогической деятельности.

Моделирование процесса организации интеграции социального и педагогического потенциалов опиралось на естественную необходимость в общественно полезной деятельности, то есть на социально-педагогическую практику.

При организации социально-педагогической деятельности важно, чтобы она была систематической и имела бы преемственность разнообразных по содержанию и форме дел.

Исследование показало, что участие детей в специально организованной систематической общественно-полезной социально-педагогической деятельности создает условия для освоения художественных ценностей, развивает творческую активность личности ребенка, делает целостным технологический процесс подготовки и проведения различных программ.

Моделирование процесса интеграции социального и педагогического потенциалов в парках культуры и отдыха базировалось на взаимоотношениях между поколениями, ибо только на этой основе возможно формирование и развитие подлинно диалектического, творческого мышления личности ребенка. Так, на территории Таганского парка культуры и отдыха был реализован оригинальный проект детской зоны. Выделенные здесь характеристики перспективной модели детской зоны парка культуры и отдыха дали возможность решать все поставленные в исследовании задачи и оценивать предложения по новым типам парков культуры и реализовать общие идеи и направления поиска для новых проектных и типологических разработок.

При моделировании социально-педагогического потенциала деятельности парка культуры и отдыха на каждом конкретном месте действия главное - точное определение целей. Цели могут иметь такие характеристики:

- согласованность, где каждая определяет общее направление деятельности, а последующая подцель  - продолжение предыдущей;

- реалистичность, т.е. проектирование с учетом "зоны ближайшего развития";

- гибкость, т.е. возможность корректировки в ходе реализации (определение конкретных периодов технологического процесса);

- быть точно выраженными, т.е. понятыми специалистами: и активом, и посетителями;

- гармоничное, развитие различных умений, сфер личности и личностных качеств;

- мотивированность на социальные ценности и ценности возраста, т.е. развитие личности.

При разработке модели социально-педагогической программы специалисты стремятся к проектированию таких видов деятельности, которые включают население в активные действия, максимально способствуют личностному развитию, помогают выбирать решения в различных ситуациях, работать с информацией, выдвигать гипотезы, исследовать процессы и явления и выражать суждения, определять позиции в деятельности и групповом взаимодействии, так как в этом случае происходит успешное достижение комплекса образовательных целей. Вот почему с широким распространением технологических подходов в социально-педагогической деятельности интенсивно стали разрабатываться "активные формы" - моделирование ситуаций, методы генерации идей, разрешение проблемных ситуаций, экспериментальные исследования, ролевые и деловые игры, компьютерное имитационное моделирование и другие.