Интеграция социального и педагогического потенциалов в деятельности парков культуры и отдыха, страница 3

Первый этап. Предпосылки прогноза. Рассмотрение парка культуры и отдыха как развивающейся системы, установление закономерностей деятельности, определение основных целей развития. Рассмотрение приоритетов развития подсистем инфраструктуры парка культуры и отдыха.

Второй этап. Структура прогноза: формирование концепции развития инфраструктуры парка культуры и отдыха; формирование целей развития инфраструктуры, целей развития ее отдельных подсистем; выделение из концепции развития инфраструктуры парка культуры и отдыха критериев социально-педагогической эффективности подсистем; установление оптимальных для развития социальной инфраструктуры социально-педагогических ситуаций.

Третий этап. Составление исходного списка факторов, относящихся к проблеме развития инфраструктуры парка культуры и отдыха; фильтрация с помощью критериев социально-экономической эффективности совокупности показателей социального и экономического развития инфраструктуры парка культуры и отдыха; установление (с учетом исходных факторов развития - событий, изменений) качественных прогнозов развития социальной инфраструктуры (экстраполяционные прогнозы); классификация факторов развития (событий, изменений).

Следующий этап. Поиск более точных терминов для них. Переход от широко агрегированных терминов к критериям и от четких терминов к дезагрегированным элементарным терминам; выявление новых факторов. Применение морфологического анализа для перехода от одного уровня агрегирования терминов к другому с целью выявления существенных изменений в развитии инфраструктуры парка культуры, определения условий, позволяющих раскрыться функциональным возможностям каждой подсистемы; установление терминов, которыми можно описать стратегию достижения целей подсистем инфраструктуры парка культуры и отдыха.

Далее следует этап поиска перспективных взаимосвязей подсистем - социальной инфраструктуры: поиск совокупности и изменений во внешних по отношению к социальной инфраструктуре подсистемах через изменения ее функций и полезных эффектов. Использование таких методов, как экстраполяция прошлых тенденций, доказательство по аналогии.

Затем этап оценки развития социальной и педагогической инфраструктуры: разработка нормативного прогноза для каждой подсистемы; согласование интересов подсистем (отраслей) с интересами населения; создание нормативного вектора развития функциональной подсистемы инфраструктуры парка культуры и отдыха; анализ выделенных стратегий путем сравнения нормативного вектора с существующим; определение функций управления как соотношения темпов роста определенных показателей, связанных между собой в силу наличия нормативного вектора; перевод целевых показателей, используемых в нормативном векторе, в показатели, по совокупности которых можно построить норматив по определенному виду услуг или деятельности.

Структура деятельности парка культуры и отдыха "Таганский" видна из совокупности показателей по каждому из ее элементов по следующей схеме: территориальная оценка структуры сетей обслуживания; территориальная разбивка парка на операционные территориальные единицы, выделенные по принципу не более чем пятнадцатиминутной пешеходной доступности до следующего объекта; идентификация, (территориальная привязка), суммирование (по каждой операционной территориальной единице осуществлялось по основным показателям функционирования объекта: численность персонала, расчетная пропускная способность в год; фактическая посещаемость); паспортизация операционных территориальных единиц (после суммирования основных показателей системы обслуживания по всем операционным территориальным единицам и сетям обслуживания составлялись сводные паспорта).

Исследование вышеприведенных положений проверялось на конкретной комплексной программе "Я - москвич".

Социальный потенциал программы определялся во время празднования Дня Победы. Этот праздник обладает огромной силой морального воздействия; он важен для воспитания любви к родному городу и Отчизне. Педагогический потенциал этого события неоценим для процесса социализации личности.