Интеграция социального и педагогического потенциалов в деятельности парков культуры и отдыха, страница 6

Для того чтобы лучше понять, какое значение имеет технология моделирования для общего результата подготовки и проведения социально-педагогической программы и общего результата развития личности, надо получать знания в различных областях науки, искусства, технологии; иметь особые способности, которые удалось развить за время предыдущего этапа; добиваться результатов успешной деятельности: личностные достижения на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, гранты, различные призы.

Рассмотрение социально-педагогической деятельности как взаимодействия формирующейся личности и пространства ее деятельности в социальной среде, определяющего ее настоящий и будущий опыт, создание целостного образа личности предполагает технология моделирования условий для такого взаимодействия. Технология моделирования в этом случае основывается на стимулировании процессов самодвижения, саморазвития личности.

При создании технологий моделирования социально-педагогической программы используются различные подходы как к структурированию содержания, так и к организации творческих процессов. Моделируя социально-педагогическую программу в парке культуры и отдыха, специалист выходит и на формирование более сложных личностных структур - ценностных ориентаций, мировоззренческих идей, личностных качеств, что не всегда возможно определить при помощи обычных методик.

На модель социально-педагогической программы действуют разнообразные факторы, а не только влияние технологий. Особенно сложно установить факторы, влияющие на творческое развитие личности. Исследование влияния технологий моделирования, стимулирующих творческие проявления специалистов, дало интересные результаты. Например, при исследовании творческой продуктивности в различных областях деятельности выявлено не столько влияние интеллектуального развития на процессы и результаты творческой деятельности, сколько влияние на них таких личностных качеств, как активность, уверенность в собственной позиции, гибкость мышления, адекватность самооценки в ходе творческого процесса, умение организовать себя, терпимость к различным проявлениям жизни, этическая нормированность поведения, ценностные ориентации, позитивные устремления и т.п.

Рассматривая технологию моделирования социального и педагогического потенциалов как объект исследования, следует обратить внимание на функциональные связи модели и моделируемого объекта. Для обозначения такого вида объективного сходства модели и моделируемого объекта и возможно предложить термин "изофункционализм". Изофункционализм - это изоморфизм функциональных связей в модели и в моделируемом объекте (при условии необязательного тождества их вещественных субстратов и внутренних отношений).

Положение об обязательном объективном соответствии модели и моделируемого объекта весьма важно для понимания природы социального и педагогического потенциалов моделирования, которое лежит в основе программы. Такая модель представляет собой информационный слепок объекта-оригинала на данном уровне его познания. Вполне понятно, что с ростом знаний данная модель социально-педагогической программы получает дальнейшее развитие.

Итак, моделирование социального и педагогического потенциалов как объект исследования предполагает учет не только своеобразия самой системы, но и особенностей ее среды, где упор делается на анализ функциональных сетей, характеризующих взаимодействие системы и среды.

Модель строится при относительно неизвестной внутренней структуре моделируемой системы или, по крайней мере, при существенных ограничениях в познании этой структуры в данном конкретном исследовании.

Технология моделирования обладает динамикой, способностью гибко воспроизводить изменения, происходящие в моделируемом объекте, особенно, если он представляет собой самоорганизующуюся систему.