Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по специальности «Социально-культурная деятельность» для студентов I курса

Страницы работы

Содержание работы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Клюско Е.М.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по специальности «Социально-культурная деятельность» для студентов I курса

Москва 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Цели и задачи курсовой работы

Практическая часть

Заключение и список литературы

Приложения

План курсовой работы

Требования к оформлению курсовой работы

Защита курсовой работы

Критерии оценки курсовой работы

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Проводимая в настоящее время в России реформа образования выдвинула новые требования к подготовке специалистов. Она предполагает фундаментализацию образовательных программ, внедрение новых образовательных технологий, предусматривающих тесную взаимосвязь учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов. Выпускники высшего учебного заведения должны не только обладать определенной суммой знаний и навыков в конкретном виде профессионального труда, но и уметь творчески подойти к решению возникающих в процессе его осуществления задач. Применительно к специалистам в области культуры это означает, прежде всего, способность к научному анализу социокультурной ситуации, нестандартный подход к организации «сервисных» услуг населению, разработку инновационных социокультурных проектов, выбор оптимальных психолого-педагогических и менеджерских технологий.

Педагогическая практика накопила немалый опыт в создании средств и методов стимулирования творческого поиска студентов. Сегодня наряду с традиционными формами: чтением лекций и проведением семинарских занятий в программах вузовского обучения значительное время отводится самостоятельной работе учащихся. Одним из ее направлений является написание рефератов, курсовых работ, разработка социальных проектов и как заключительный этап – написание дипломной работы. Эта продуктивная деятельность помогает студентам, с одной стороны, расширить свои знания в области изучаемых дисциплин, с другой – приучить их к систематической научной работе.

В соответствии с учебными планами Московского государственного университета культуры и искусств студенты первого курса очного и заочного отделений, обучающиеся по специальности «Социально-культурная деятельность» во втором семестре пишут курсовые работы по теоретическому разделу учебной дисциплины, носящей идентичное название. Курсовая работа рассматривается как промежуточный этап в усвоении студентами учебного предмета и приобщении их к исследовательской деятельности.

Ко II семестру первого курса обучения студенты уже приобретают некоторые навыки в научном исследовании. По итогам изученного в I семестре курса «История социально-культурной деятельности» студенты должны подготовить реферат, контрольную работу или устный ответ на заданную или сформулированную самим студентом тему. Студентам предоставляется возможность изучить соответствующую научную литературу, поработать с местным архивным материалом, документами, статистикой, обратиться к периодическим изданиям. Студенты обогащаются опытом работы с библиотечным каталогом, составления картотеки по той или иной проблеме. Они учатся выделять главные смысловые звенья в прочитанных текстах, выстраивать их в логической последовательности, делать собственные выводы на основании изученного материала. Выполняя письменные работы, студенты приучаются к правильному их оформлению: грамотно делать сноски, составлять список прочитанной научной литературы и других источников.

Курсовая работа – следующая ступенька в самостоятельной работе студентов и их научном росте, еще один шаг к будущему завершающему исследованию – дипломному проекту. Проделанная студентами в I семестре исследовательская работа позволяет поставить перед ними более сложные задачи. По содержанию курсовую работу с некоторыми ограничениями можно охарактеризовать как начальный этап комплексного социологического исследования, получивший в науке название социологической (социальной диагностики) или разведывательного этапа. Цель его – получение самого общего представления об объекте для его возможного исследования в будущем. Социологическая диагностика предполагает анализ состояния социальных объектов и явлений, выявление проблем, возникающих в процессе их развития и функционирования. В нашем случае объектом исследовательской работы являются социально-культурная деятельность людей и условия ее осуществления. Первоначальная информация добывается двумя путями: в результате непосредственного восприятия объекта, которое формирует в сознании человека чувственный и мысленный его образ, и через освоение теоретических знаний, содержащихся в научной литературе. Изучение последней дает возможность узнать о противоречиях, являющихся сдерживающим фактором в развитии объекта. В ней также могут присутствовать идеи о том, «как должно быть», чтобы увеличить количество позитивных воздействий на объект.

Похожие материалы

Информация о работе