Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по специальности «Социально-культурная деятельность» для студентов I курса, страница 5

Анализ документов, например, региональных программ развития культуры и искусства (областных, районных, городских), материалов местных газет того же уровня, местной статистики поможет студенту выявить установки местных органов власти в отношении развития любительской деятельности в регионе, степень реализации их на практике, состояние общественного мнения по данному вопросу, удовлетворенность потребности населения в создании любительских объединений, найти примеры положительного опыта в этом плане, обратить внимание на трудности организационного, финансового, содержательного характера, препятствующие функционированию и развитию любительских объединений.

Если студент располагает подобной информацией о каком-либо другом регионе или о стране в целом, он может, применив научный метод сравнительного анализа, определить место изучаемого им региона по выявленным показателям среди других.

Сравнительный анализ – научный метод, заключающийся в сопоставлении разных явлений фактов  социальной действительности по одинаковым показателям.

Для уяснения степени соответствия любительской деятельности в регионе общегосударственным задачам студенту следует внимательно отнестись к государственному законодательству, нормативным актам федеральных исполнительных органов.

При изучении опыта деятельности конкретного любительского объединения студенту поможет знакомство с уставом этого объединения, планом работы и другими материалами, в которых отражается данная деятельность.

Аналогичными видами документов можно воспользоваться при работе над другими отмеченными темами: «Деятельность учреждений культуры по организации семейного досуга» и «Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения».

Опрос.

Опрос имеет немаловажное значение в сборе социальной информации. Он проводится с целью выявления мнения людей о фактах и явлениях социальной действительности. При изучении социально-культурной деятельности в качестве опрашиваемых могут выступить работники управленческих структур, методических служб, учреждений культуры, образовательных, социальных учреждений, лидеры и члены общественных организаций, руководители и участники любительских объединений, кружков художественной самодеятельности, технического творчества, студий, посетители культурно-досуговых учреждений, участники массовых мероприятий и т.д.

Студенту можно рекомендовать проведение опроса в виде интервью, т.е. непосредственной беседы с опрашиваемым. Интервьюеру при этом целесообразно предварительно составить план беседы и определить круг вопросов, которые он будет задавать собеседнику, их очередность.

Целью интервью может быть, например, выявление мнений разных категорий людей по поводу сложившейся социокультурной ситуации в конкретном регионе, условий и перспектив развития интересующего студента направления социально-культурной деятельности. При анализе полученной таким образом социальной информации можно, использовать научный метод позиционного анализа.

Позиционный анализ – научный метод, позволяющий выявить социальные установки и позиции тех участников проблемной ситуации, которые могут влиять на поддержание или устранение существующих противоречий.

Если студент владеет методикой социологического опроса или по роду своей работы принимал участие в подобном опросе (например, работник методической службы, научно-исследовательской лаборатории или НИИ), то он может провести анкетный опрос различных групп населения – субъектов социально-культурной деятельности или с разрешения организаторов социологического исследования сослаться на его результаты.

Наблюдение.

Суть наблюдения как метода сбора социальной информации заключается в непосредственном восприятии и прямой фиксации всего того, что связано с изучаемым объектом. В процессе восприятия происходит осознание наблюдателем объекта, получение о нем новых сведений, которые включаются в систему имеющихся у него знаний. Все, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает с тем, что ему уже известно. Результатом наблюдения является описание фактов социальной действительности, отраженных в сознании наблюдателя. Анализируя увиденное, наблюдатель приходит к выводам, которые согласуются с его личным опытом и знаниями.