Наблюдение часто применяется на начальном этапе исследования, когда нужно составить предварительное представление об объекте. Что касается социально-культурной деятельности, то здесь объектом наблюдения является какой-нибудь её фрагмент, т.е. деятельность определенной группы людей, вовлеченных в социокультурный процесс.
Различают включенное и невключенное наблюдение. В первом случае, наблюдатель является непосредственным участником деятельного процесса, который он наблюдает. При невключенном наблюдении восприятие объекта происходит как бы со стороны: наблюдатель не вмешивается в ход происходящих процессов.
Наблюдение предполагает выделение единиц наблюдения, т.е. отдельных элементов объекта, в отношении которого ведется сбор социальной информации.
Детализируем данное положение на примере рассмотренных ранее тем курсовых работ.
Тема: «Деятельность любительских объединений в современных условиях».
При работе над данной темой единицами наблюдения могут быть: группа участников любительского объединения, их отношения между собой и к лидеру группы; обстановка, в которой собираются члены любительского объединения, содержательная работа объединения. Можно обратить внимание на частоту заседаний членов любительского объединения, их общий эмоциональный настрой, длительность их совместно проведенного свободного времени в рамках объединения и т.д.
Тема: «Деятельность учреждений культуры по организации семейного досуга».
В данном случае в качестве единиц наблюдения можно избрать деятельность работников одного или нескольких учреждений культуры, направленную на создание условий для совместного проведения свободного времени всеми членами семьи; поведение участников какого-либо мероприятия, в которое вовлечены родители и дети, отношения между родителями и детьми, между членами разных семей во время совместного отдыха и т.д.
Тема: «Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения».
Здесь единицами наблюдения будут: работа организаторов праздника по его подготовке, созданию сценария, оформлению сцены, территории, на которой предполагается провести массовое мероприятие; поведение участников праздника, их реакция на отдельные номера программы, художественное оформление праздника.
В процессе наблюдения студенту целесообразно вести дневник, в который можно заносить нужные сведения, вызвавшие интерес высказывания, способы поведения людей, собственные размышления, оценки ситуации и т.д. Это поможет впоследствии увеличить объем социальной информации, полученной об объекте с помощью других методов и сделать более точные выводы.
Заключение.
В Заключении студент подводит итог проделанной работе. Он в краткой форме излагает выводы и рекомендации, которые явились логическим следствием проведенного исследования.
Список литературы.
В данном разделе автор в алфавитном порядке перечисляет все источники, которыми он пользовался в процессе написания курсовой работы: монографии, научные статьи, учебники, учебно-методические пособия, статьи из газет и журналов; отдельно выделяются документы – законы, положения, программы, отчеты организаций и учреждений и т.п.; в самостоятельный подраздел выделяются сайты Интернета, из которых была заимствована информация. Список источников должен иметь сквозную нумерацию. В нем должны быть отражены следующие сведения:
– в случае использования книг (монографий, учебников, учебно-методических пособий) указываются фамилии и инициалы авторов, название книги, издательство, место и год выпуска;
– в случае использования статей указываются фамилии и инициалы авторов, название статьи, сборника статей, журнала, газеты, номер (журнала), год издания, номер страницы;
– в случае использования документов указываются название, организация и год выпуска.
Приложения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.