ВИДЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ И ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
На сегодняшний день общую классификацию культурно-досуговых внешкольных создать достаточно трудно, учитывая ту динамичную социально-экономическую ситуацию, в которой приходится функционировать учреждениям культуры. Этот вопрос сохраняет дискуссионный характер. Но можно наметить определенный подход к классификации. Прежде всего можно следует выделить две большие категории социокультурных учреждений, занимающихся организацией досуга детей и подростков:
1. Учреждения , ориентированные на ПОТРЕБИТЕЛЯ художественной культуры;
2. Учреждения, ориентированные на СОЗДАТЕЛЯ художественной культуры;
К первой категории следует относить учреждения, где человек выступает в качестве пассивного зрителя, слушателя, где он потребляет то,что для него приготовили другие - профессиональные и любительские коллективы /цирк, филармония ,музей, театр, СМИ, кинотеатры и т.д./
Ко второй категории можно отнести учреждения, где человек выполняет функцию создателя определенной художественной ценности, произведения искусства, результата творческой деятельности, и выступает в качестве активного участника культурно-досугового процесса /Дома культуры, культурные центры, клубы по месту жительства, художественные и музыкальные школы и т.д./
Существуют исследователи, которые подходят к этой проблеме с другой стороны. В частности попытки классификации внешкольных и культурно-досуговых учреждений были предприняты Л.П.Шухман и И.Н.Ерошенковым.
Л.П.Шухман классифицирует все учреждения культуры с точки зрения инновационности, она делит их на три больших вида:
- Традиционные
- Переходного периода
- Инновационные
К традиционным Л.П.Шухман относит учреждения ,построенные в "доперестроечное время" по типовому проекту, имеющие традиционную структуру и содержание / сельские клубы , сельские дома культуры и т.д./;
К "переходным" относятся традиционные учреждения, построенные по типовому проекту, или, находящиеся и функционирующие в приспособленных помещениях. Либо учреждения перестроенные или реконструированные, но использующие в своей деятельности новые формы работы, авторские программы, имеющие новую материально-техническую базу и успешно функционирующие в современных условиях.
" Инновационные", по мнению Л.П. Шухман - те учреждения, которые были построены или реконструированы в "постперестроечное время", с учетом новых целей и задач, которые диктует социально-экономическая ситуация , а также , использующие в своей работе инновационные формы, подходы и направления при организации досуга детей и подростков / культурные центры различного профиля, дворцы творчества, парки типа Диснейленда и т.д./
Классификация внешкольных и культурно-досуговых учреждений, которую предлагает И.Н. Ерошенков делит все учреждения с точки зрения функциональной доминанты.
· - Библиотеки / детская библиотека является учреждением, организующим хранение и общественное пользование произведениями печати в целях культурного развития и саморазвития личности ребенка. Своеобразие детской библиотеки состоит в том, что она обслуживает определенные возрастные категории читателей, т.е. детей и подростков. Это накладывает отпечаток на характер деятельности с каждой возрастной группой и требует яркости, образности и эмоциональности форм пропаганды книг/ и организации детских утренников, сказок, увлекательных путешествий в мир книги, ярких театрализованных представлений/
· Центры культурного обслуживания и организации отдыха детей и подростков с использованием природных факторов./ Парки, городские сады, зоопарки, детские площадки, туристические базы, оздоровительные комплексы, лагеря и т.д./
· Художественно-зрелищные учреждения / их специфика определяется тем или иным видом искусства, которое они пропагандируют. Приобщая детей и подростков к искусству тем самым воспитывают их эстетически / цирки, кинотеатры, филармонии, кукольные театры, и т.д. /
- Комплексные полифункциональные учреждения культуры
/ многопрофильные, т.е. выполняющие большое количество функций:
дома и дворцы культуры, культурные центры детские экскурсионно-туристические бюро, ДЮЦы, детские клубы и т.д./
- Средства Массовой информации
/ детские газеты и журналы, книги, детские телепередачи, радиопередачи и т.д./
- Общественные организации и учреждения
/ комиссии по делам несовершеннолетних, советы детских секторов, общественные детские организации, советы по работе с детьми по месту жительства, специализированные фирмы по культурному обслуживанию детей и подростков /
- Музеи / это собиратели, хранители и пропагандисты истории и культуры/
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.