Виды культурно-досуговых и внешкольных учреждений

Страницы работы

Содержание работы

ВИДЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ И ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

На сегодняшний день общую классификацию культурно-досуговых внешкольных создать достаточно трудно, учитывая ту динамичную социально-экономическую ситуацию, в которой приходится функционировать учреждениям культуры. Этот вопрос сохраняет дискуссионный характер. Но можно наметить определенный подход к классификации. Прежде всего можно следует выделить две большие категории социокультурных учреждений, занимающихся организацией досуга детей и подростков:

1. Учреждения , ориентированные на ПОТРЕБИТЕЛЯ художественной культуры;

2. Учреждения, ориентированные на СОЗДАТЕЛЯ художественной культуры;

К первой категории следует относить учреждения, где человек выступает в качестве пассивного зрителя, слушателя, где он потребляет то,что для него приготовили другие - профессиональные и любительские коллективы /цирк, филармония ,музей, театр, СМИ, кинотеатры и т.д./

Ко второй категории можно отнести учреждения, где человек выполняет функцию создателя определенной художественной ценности, произведения искусства, результата творческой деятельности, и выступает в качестве активного участника культурно-досугового процесса /Дома культуры, культурные центры, клубы по месту жительства, художественные и музыкальные школы и т.д./

Существуют исследователи, которые подходят к этой проблеме с другой стороны. В частности попытки классификации внешкольных и культурно-досуговых учреждений были предприняты  Л.П.Шухман и И.Н.Ерошенковым.

Л.П.Шухман классифицирует все учреждения культуры с точки зрения инновационности, она делит их на три больших вида:

- Традиционные

- Переходного периода

- Инновационные

К традиционным Л.П.Шухман относит учреждения ,построенные в "доперестроечное время" по типовому проекту, имеющие традиционную структуру и содержание / сельские клубы , сельские дома культуры и т.д./;

К "переходным" относятся традиционные учреждения, построенные по типовому проекту, или, находящиеся и функционирующие в приспособленных помещениях. Либо учреждения перестроенные или реконструированные, но  использующие  в  своей  деятельности новые формы работы, авторские программы, имеющие новую материально-техническую базу и успешно функционирующие в современных условиях.

" Инновационные", по мнению Л.П. Шухман - те учреждения, которые были построены или реконструированы в "постперестроечное время", с учетом новых целей и задач, которые диктует социально-экономическая ситуация , а также , использующие в своей работе инновационные формы, подходы и направления при организации досуга детей и подростков / культурные центры различного профиля, дворцы творчества, парки типа Диснейленда и т.д./

Классификация внешкольных и культурно-досуговых учреждений, которую предлагает И.Н. Ерошенков делит все учреждения с точки зрения функциональной доминанты.

·  - Библиотеки / детская библиотека является учреждением,  организующим хранение и общественное  пользование  произведениями  печати   в   целях культурного развития и саморазвития   личности   ребенка. Своеобразие детской библиотеки состоит в том, что она обслуживает определенные возрастные категории читателей, т.е. детей и подростков. Это накладывает отпечаток на характер деятельности с каждой возрастной группой и требует яркости, образности и эмоциональности форм пропаганды книг/ и организации детских утренников, сказок, увлекательных путешествий в мир книги, ярких театрализованных представлений/

·  Центры культурного обслуживания и организации отдыха детей и подростков с использованием природных факторов./ Парки, городские сады, зоопарки, детские площадки, туристические базы, оздоровительные комплексы, лагеря и т.д./

·  Художественно-зрелищные учреждения / их специфика  определяется  тем  или  иным  видом  искусства, которое они пропагандируют.  Приобщая  детей и подростков к искусству  тем самым воспитывают их эстетически / цирки,  кинотеатры, филармонии, кукольные театры, и т.д. /

- Комплексные полифункциональные учреждения культуры

/ многопрофильные, т.е. выполняющие большое количество функций:

дома и   дворцы  культуры,   культурные   центры детские  экскурсионно-туристические бюро, ДЮЦы, детские клубы и т.д./

- Средства Массовой информации

/ детские газеты и журналы, книги, детские телепередачи, радиопередачи и т.д./

- Общественные организации и учреждения

/ комиссии   по   делам   несовершеннолетних, советы детских секторов, общественные детские организации, советы по работе с детьми по  месту  жительства,  специализированные фирмы по культурному обслуживанию детей и подростков /

- Музеи / это собиратели, хранители и пропагандисты истории и культуры/

Похожие материалы

Информация о работе