Специфические черты социально-культурной деятельности

Страницы работы

Содержание работы

БИЛЕТ № 8

ВОПРОС № 1

Специфические черты социально-культурной деятельности.

Специфические  черты  СКД

         СКД – это управляемый социальными институтами педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.

СПЕЦИФИКА (от средневекового лат. specificus — особый, особенный), отличительные, характерные особенности, присущие только данному предмету, явлению.

         МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

         СФЕРА (от греч. sphaira — шар),

1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния).

2) Общественное окружение, среда, обстановка.

         СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.

Социальная - культурная сфера шире, чем СКД.  В неё входят здравоохранение, образование, правохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. СКД является только частью СКС. Деятельность СКС и  есть СКД.

Специфические черты СКД: 

1. Осуществляется в свободное временя людей, в часы  их досуга;

2. С одной стороны носит инициативный характер, с другой  добровольный характер. Инициатива осуществляется сверху. Инициативна по  своей  природе, начинается  по инициативе институтов, фанатов, группы.

Добровольность – это инициатива снизу. Инициатива организаторов и добрая воля участников и есть СКД.

3. СКД, как правило, избирательна, она даёт человеку свободу выбора ситуации, поведения, предметов  потребления, усвоения, услуг деятельности  учреждения

4. СКД – бескорыстна. Она не диктуется производственными мотивами, и не мотивируется исходя из карьерного роста.

5. СКД обусловлена и детерминирована (разнообразна), разными и многочисленными  социально-политическими, социально-демографическими, конфессиональными (религиозными), национально-этническими, социально-психологическими особенностями и отличиями той среды (социума) в которой планируется и организуется СКД, её программы, мероприятия.

6. СКД  осуществляется в  институциональных и  неинституциональных  формах (клубы, библиотеки, парки  или тусовки, встречи, собрания, семейный досуг, игра  во  дворе)

7. СКД в отличие от всех других сфер обладает богатейшим  арсеналом художественных средств, методов и технологий. Она располагает наглядными средствами и формами эмоционального воздействия на людей.   

8. Осуществляется в 3 основных формах работы:

·  Массовая работа (праздники, фестивали, шоу-программы);

·  Групповые формы работы (локальные, камерные клубные  формы работы, кружки, студии, салоны, объединения);

·  Индивидуальные формы работы (беседы, консультации, репетиции, тренинги).

9. СКД – личностно ориентированна. Она направлена на образование, воспитание и культурное развитие личности.

10. СКД – адресна и имеет дифференцированный характер деятельности. (Множество форм учитывающих потребности различных групп населения) Она всегда ориентированна на конкретную группы людей или человека.

11. СКД – многообразно и разнообразна по видам, методам и формам организации. СКД в любой стране – социально организованный досуг. Традиционно в России употреблялось около 80 форм досуга, но в последнее время благодаря СМИ и прежде всего наших собственных исследований используется более 100 форм досуга.

12. СКД -  социальна. Она социальна потому, что она способствует развитию социальных процессов, социальных институтов, помогает урегулировать отношения в обществе. Она помогает людям выполнять социальные роли, служит социализации личности. СКД носит  социально-значимый,  социально -планируемый, социально-организованный, социально-контролируемый,  характер. СКД  проходит в  социуме,  в  социальной  общности . Основной субъект СКД – общество и соц. институты.

13. СКД - культурна. Ее цель - приобщение  человека  к культуре и культурным ценностям. СКД осуществляется в культурной среде, культурными средствами проводится  в учреждениях  культуры и носит культурно-ориентирующий, культурно-формирующий, культурно-воспитывающий,  культурно-развивающий характер;  Человек является и субъектом и объектом СКД.

14. СКД – технологична, потому что она рассматривается как технологический процесс т.к. она осуществляется методами и средствами технологии. Технология (с греческого) - техно «искусство»  и  логия – «наука». Технология - системно-организованная  деятельность, состоящая из  последовательных  и взаимосвязанных этапов, стадий, процедур  и приемов наиболее эффективно способствующих достижению  целей, результата. В  организации социально-культурной технологии большую роль  играют такие  материалы как: планы, сценарные планы, сценарии, режиссерские экспликации, бизнес-планы, музыкальные  цветовые  и световые партитуры, монтажные листы  и др. эффективные способы  организации СКД как технологического способа. Технология - что делать, а  методика -как?. Технология конкретна, служит достижению конкретного  результата,  а  методика- советует, как  делать, как  проводить мероприятия. Принципы технологии – это протяжённость во времени, дисперсность (разделение на элементы), последовательность, взаимосвязь, многоуровневсть и направленность на конечный результат.

Итак, можно выделить 14 основных специфических черт СКД. Надо сказать что СКД как ни какие другие подсферы СКС,  многообразна и содержательна. СКД - особая сфера  социальной жизни общества, достаточно  локальная и  саморганизованная, много инстутиуциональна. В отличие  от  других сфер она имеет дело  с  культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением.

СКД  носит активный творческий характер, любит  и умеет организовывать людей, аудиторию в  определенные общности, где  осуществляет  свою  деятельность.

Похожие материалы

Информация о работе