Виды культурно-досуговых и внешкольных учреждений, страница 2

В свою очередь М.Б. Гнедовский и О.П. Хлопина разрабатывая классификацию музеев предлагают две:

1 По административной принадлежности

- Музеи Российской Федерации;

- Государственные музеи;

- Общественные музеи;

- Частные коллекции, имеющие музейное значение;

- Музеи системы Министерства культуры РФ;

- Ведомственные музеи;

- Школьные музеи;

- Музеи предприятий, колхозов и т.д.

2 По профилю

- Исторические

/Общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, этнографические, археологические, истории религии и атеизма исторические персональные,  истории  отдельных предприятий учреждений, прочие исторические /

- Художественные

/Изобразительных искусств, декоративно-прикладного искусства народно-художественного творчества, художественных промыслов, дворцово-декоративного и паркового искусства, художественные персональные, художественные монографические, прочие художественные/

- Искусствоведческие

/Театрального искусства, музыкального искусства и музыкальных инструментов, фото   и   киноискусства,   искусствоведческие персональные, искусствоведческие   монографические,   прочие искусствоведческие./

_ Литературные

/ Литературные широкого профиля, истории книги и книгопечатания, литературные персональные, литературные монографические, прочие литературные./

- Архитектурные

/ Архитектурные широкого профиля, музеефицированные памятники архитектуры и градостроения, народного зодчества, архитектурные персональные, архитектурные монографические, прочие архитектурные./

- Естественнонаучные

/ Географические, биологические, экологические, зоологические (в том числе  зоопарки), ботанические (в том числе ботанические сады ), геологические,   минералогические, палеонтологические, почвоведческие, антропологические, медицинские, естественно научные           персональные, прочие естественнонаучные./

- Технические

/ Политехнические широкого профиля, по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики и т.д.), технические, персональные, прочие технические./

- Отраслевые

/ Отраслевые,   педагогические,   здравоохранения,   спорта, горного дела, отраслевые персональные, прочие отраслевые./

- Комплексные

/ Краеведческие,   архитектуры   и  истории,  архитектуры  и этнографии, историко-художественные, литературы и искусства, медицины и здравоохранения, прочие комплексные./

Особенности детских учреждений культуры.

И.Н. Ерошенков, анализируя специфику деятельности детских внешкольных и культурно-досуговых учреждений, выделяет следующие специфические особенности:

- Они функционируют в сфере свободного времени, где дети и подростки более раскованны и предоставлены, в значительной мере, самим себе. Это  накладывает отпечаток на всю культурно-воспитательную деятельность;

- Свою деятельность учреждения культуры строят всецело на добровольных началах. Следовательно, только интерес может привлечь и удержать детей и подростков в этих учреждениях;

- Работа во внешкольных и культурно-досуговых учреждениях строится с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей и подростков;

- Своеобразие культурно-воспитательной деятельности в детских учреждениях состоит в том, что работа здесь сочетается с отдыхом и развлечениями;

- Здесь нет строгой регламентации процесса деятельности. Программа подвижна и разнообразна, она определяется воспитательными задачами, запросами и интересами детей и подростков;

- Учреждения делают акцент в своей деятельности с детьми на эмоциональный аспект;

- В своей деятельности с детьми учреждения культуры используют большое разнообразие форм культурно-воспитательной деятельности.

Все это вместе взятое делает детские внешкольные и культурно-досуговые учреждения неповторимыми и незаменимыми в системе всех социальных институтов воспитания. Они призваны оказывать помощь семье и школе в формировании личности ребенка и организовывать досуг детей, подростков и молодежи.

Задачи культурно-воспитательной работы.

1.  Воспитывать любознательность посредством  специфических  форм:

2.  Развивать и познавательные способности;

3.  Активизировать двигательную деятельность;

4.  -Создавать условия для речевого общения, расширять словарный  запас, развивать связную, выразительную речь;

5.  Развивать воображение и творческую активность;

6.  Воспитывать настойчивость, выдержку;

7.  Формировать опыт положительного взаимоотношения между детьми;

8.  Корректировать девиантное поведение, и т.д.

Список литературы:

Гнедовский М.Б., Хлопина О.П. Принципы классификации музеев. Музееведение Вопросы теории  и методики. //  Сб.  науч. тр. НИИ культуры. - М., 1987.

Ерошенков    И.Н. Теоретические основы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками. - М.: МГУК, 1997.