Коммуникативное мастерство педагога организатора детского досуга

Страницы работы

Содержание работы

БИЛЕТ № 2

ВОПРОС № 2

Коммуникативное мастерство педагога организатора детского досуга.

Современный этап развития российского общества предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов социально-культурной сферы. Коммуникативная культура является важнейшим компонентом профессионального мастерства педагога-организатора детского досуга и способствует полной самореализации  его личности.

Общение как феномен культуры исследуется практически всеми гуманитарными науками: философией, культурологией, социологией, этикой, психологией, педагогикой, лингвистикой, риторикой. Философские аспекты проблемы общения рассматривает М.С. Каган, который отмечает, что общение является одной из форм общественного сознания, возникшей на определенной ступени развития человечества и выражающей практическую активность личности (3, с. 17).  В трудах Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова разработана концепция культуры как специфического способа человеческой деятельности, осуществляемого в различных коммуникативных ситуациях. Диспозиционная регуляция социального общения личности рассматривается в работах социолога В.П. Ядова и выражается иерархической структурой социальных установок. Этические основы коммуникативной культуры исследуются в трудах О.Г. Дробницкого, Н.В. Рыбаковой, А.И. Титаренко, А.Б. Добровича, которые определяют механизм реализации различных моделей коммуникативного поведения.

В последние годы в нашей стране опубликован целый ряд работ, посвященных психологии общения. Известные отечественные психологи – А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Парыгин определяют роль общения как специфического фактора формирования личности, характеризуют содержание, виды и средства общения, анализируют межличностные взаимоотношения в группах и коллективах. Сущность общения определяется психологом Бодалевым А.А. как процесс взаимодействия между людьми с целью обмена информацией, чувствами и эмоциями для установления взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия (1, с. 27). Как  социальный феномен рассматривает процесс общения А.А. Леонтьев, субъекты общения он предлагает рассматривать не изолированно друг от друга, а в процессе их непосредственного взаимовлияния (4, с. 17). Ананьев Б.Г. отмечает, что любая деятельность невозможна без общения, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью (2, с. 5). Проблемы  функциональной и уровневой организации общения исследуются в работах Б.Д. Парыгина, характеризующего общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; как форму координации деятельности, как средство объединения людей и регламентации их социального поведения (5, с. 18).

Психологи исследуют основные структурные компоненты процесса общения: предмет и объект общения, содержание, формы и средства общения, цели, задачи и продукты общения,  коммуникативные функции и стили.

Богатые традиции в изучении теории речевой коммуникации имеет отечественная лингвистика. В работах русских языковедов Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Б.В. Томашевского, Б.А. Ларина, Г.О. Винокура, Е.Д. Толиванова, В.И. Чернышева, С.И. Ожегова представлено теоретическое осмысление современной концепции языковой культуры общества. Из языкознания выделилась самостоятельная языковедческая дисциплина – культура речи, изучающая нормы современного русского литературного языка. Классической гуманитарной наукой, изучающей на протяжении двух с половиной тысячелетий искусство словесного взаимодействия, является риторика. Со времен античности до наших дней риторика рассматривает искусство яркой, выразительной, целесообразной речи, направленной на совершенствование человека. Русская риторическая школа представлена целым рядом выдающихся ученых, внесших весомый вклад в развитие теории и практики русского красноречия. Основоположником русской риторики был великий ученый, естествоиспытатель, поэт и теоретик художественной литературы М.В. Ломоносов. Среди трудов по риторике значительным явлением в науке были риторические сочинения И.С. Рижского, А.С. Никольского, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, М.М. Сперанского. В настоящее время отечественная риторическая школа возрождается и развивается современными исследованиями Ю.В. Рождественского, Г.З. Апресяна, Н.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, М.Р. Львова, А.К. Михальской.

Похожие материалы

Информация о работе