Помочь учащимся в анализе своих индивидуально-психологических особенностей, влияющих на профессиональное самоопределение.
· Выработать навыки самоанализа.
· Сформировать практические навыки применения полученных знаний в жизни.
Данная программа рассчитана на 16 академических часов, из них аудиторных – 12 часов, на самостоятельную работу (домашние задания) – 4 часа.
Направления работы:
· Теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа).
· Тестирование (выявление профессиональных наклонностей, личностных особенностей и проч.).
· Практическая подготовка (формирование и тренировка умений, навыков, способностей).
· Консультирование (групповое, индивидуальное).
В процессе активных методов обучения повышается уровень самопознания и личностного роста учащихся, расширяется индивидуальный репертуар их действий, закрепляются поведенческие модели.
Реализация данной программы предполагает формирование у учащихся видения перспективы своего будущего профессионального пути.
По окончании курса учащиеся должны знать:
– особенности выбора профессии;
– требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;
– свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;
– возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;
– источники получения информации (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и т.п.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
– оценивать уровень сформированности личного профессионального плана;
– реально оценивать свои возможности, способности, интересы, мотивы;
– соотносить свой образ (способности, возможности) с различными профессиями;
– составлять план своего профессионального развития (ближайший и перспективный);
– презентовать свои личные и профессиональные (деловые) качества;
– владеть навыками оказания помощи сверстникам в профессиональном самоопределении.
Критерии эффективности обучения учащихся
Оценка эффективности реализации программы «Путь к карьере» происходит на основе следующих критериев:
– востребованность содержания предлагаемого курса учащимися;
– интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;
– совершенствование учащимися навыков профессионального самоопределения;
– освоение учащимися теоретических основ программы;
– изменение результатов контрольного исследования уровня развития профессионального самоопределения в более позитивную сторону (в отличие от констатирующего);
– положительные отзывы со стороны родителей, педагогов, администрации учебного заведения.
Система контроля процесса и результата программы
1. Проведение устных блицопросов.
2. Наблюдение за учащимися в процессе занятий.
3. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
4. Итоговые рефлексивные отчеты участников.
2. Тематический план
Темы занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|
Раздел 1. Человек и профессия |
|||
Тема 1.1. Профессиональное самоопределение |
1 |
1 |
- |
Тема 1.2. Способности, интересы, потребности и профессиональная пригодность |
1 |
1 |
- |
Тема 1.3. Соответствие индивидуально-психологических особенностей человека выбранной профессии |
1 |
1 |
- |
Тема 1.4. Классификация профессий. Требования профессии к человеку |
1 |
1 |
- |
Тема 1.5. Характер профессии - профессиограмма |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2. Конструирование образа будущей карьеры |
|||
Тема 2.1. Выявление профессиональной предрасположенности |
2 |
1 |
1 |
Тема 2.2. Оценка реалистичности выбранного профессионального пути |
1 |
1 |
- |
Тема 2.3. Определение основного и альтернативных вариантов развития карьеры |
1 |
1 |
- |
Тема 2.4. Осознание образа карьеры и принятие ответственности за нее |
2 |
1 |
1 |
Раздел 3. Путь становления профессионала |
|||
Тема 3.1. Препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления |
1 |
1 |
- |
Темы занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|
Тема 3.2. Деловое общение как фактор, способствующий развитию профессионального успеха |
1 |
1 |
- |
Тема 3.3. Уровень самопрезентации и профессиональная динамика |
2 |
1 |
1 |
Итого |
16 |
12 |
4 |
3. Содержание курса
Раздел 1. Человек и профессия
Тема 1.1. Профессиональное самоопределение
Сущность профессионального самоопределения. Роль раннего профессионального самоопределения в достижении успехов в карьере. Социальные нормы и выбор профессионального пути. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения.
Практикум. Проведение блицопроса.
Тема 1.2. Способности, интересы, потребности и профессиональная пригодность
Учет способностей, интересов и потребностей человека в выборе профессии. Соотношение желаний («хочу»), возможностей («могу») и социальной ситуации («надо»).
Практикум.Работа в парах.
Тема 1.3. Соответствие индивидуально-психологических особенностей человека выбранной профессии
Понятие об индивидуально-психологических особенностях личности (темперамент, характер, направленность) и их влиянии на профессиональные способности.
Практикум.Работа в парах.
Тема 1.4. Классификация профессий. Требования профессии к человеку
Понятие о профессии, специальности и квалификации. Типы профессий. Классы профессий. Требования профессии к человеку.
Практикум. Групповые профориентационные игры.
Тема 1.5. Характер профессии – профессиограмма
Назначение профессиограммы. Составление профессиограммы.
Практикум. Работа по подгруппам из 2-3 человек.
Раздел 2. Конструирование образа будущей карьеры
Тема 2.1. Выявление профессиональной предрасположенности
Содержание понятия «профессиональная предрасположенность». Значение профессиональной предрасположенности для профессионального
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.