Путь к карьере. Программа факультативного курса для старшеклассников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Помочь учащимся в анализе своих индивидуально-психологических особенностей, влияющих на профессиональное самоопределение.

·  Выработать навыки самоанализа.

·  Сформировать практические навыки применения полученных знаний в жизни.

Данная программа рассчитана на 16 академических часов, из них аудиторных – 12 часов, на самостоятельную работу (домашние задания) – 4 часа.

Направления работы:

·  Теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа).

·  Тестирование (выявление профессиональных наклонностей, личностных особенностей и проч.).

·  Практическая подготовка (формирование и тренировка умений, навыков, способностей).

·  Консультирование (групповое, индивидуальное).

В процессе активных методов обучения повышается уровень самопознания и личностного роста учащихся, расширяется индивидуальный репертуар их действий, закрепляются поведенческие модели.

Реализация данной программы предполагает формирование у учащихся видения перспективы своего будущего профессионального пути.

По окончании курса учащиеся должны знать:

–  особенности выбора профессии;

–  требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;

– свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;

– возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути  преодоления этих препятствий;

– источники получения информации (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и т.п.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

– оценивать уровень сформированности личного профессионального плана;

– реально оценивать свои возможности, способности, интересы, мотивы;

– соотносить свой образ (способности, возможности) с различными профессиями;

– составлять план своего профессионального развития (ближайший и перспективный);

– презентовать свои личные и профессиональные (деловые) качества;

– владеть навыками оказания помощи сверстникам в профессиональном самоопределении.

Критерии эффективности обучения учащихся

Оценка эффективности реализации программы «Путь к карьере» происходит на основе следующих критериев:

– востребованность содержания предлагаемого курса учащимися;

– интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;

– совершенствование учащимися навыков профессионального самоопределения;

– освоение учащимися теоретических основ программы;

– изменение результатов контрольного исследования уровня развития профессионального самоопределения в более позитивную сторону (в отличие от констатирующего);

– положительные отзывы со стороны родителей, педагогов, администрации учебного заведения.

Система контроля процесса и результата программы

1.  Проведение устных блицопросов.

2.  Наблюдение за учащимися в процессе занятий.

3.  Домашние задания для самостоятельного выполнения.

4.  Итоговые рефлексивные отчеты участников.

2.  Тематический план

Темы занятий

Количество часов

Всего

Аудиторные

занятия

Самостоятельная

работа

Раздел 1.  Человек и профессия

Тема 1.1. Профессиональное самоопределение

1

1

-

Тема 1.2. Способности, интересы, потребности и профессиональная пригодность

1

1

-

Тема 1.3. Соответствие индивидуально-психологических особенностей человека выбранной профессии

1

1

-

Тема 1.4. Классификация профессий.  Требования профессии к человеку

1

1

-

Тема 1.5. Характер профессии - профессиограмма

2

1

1

Раздел 2.  Конструирование образа будущей карьеры

Тема 2.1. Выявление профессиональной предрасположенности

2

1

1

Тема 2.2. Оценка реалистичности выбранного профессионального пути

1

1

-

Тема 2.3. Определение основного и альтернативных вариантов развития карьеры

1

1

-

Тема 2.4. Осознание образа карьеры и принятие ответственности за нее

2

1

1

Раздел 3.  Путь становления профессионала

Тема 3.1. Препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления

1

1

-

Темы занятий

Количество часов

Всего

Аудиторные

занятия

Самостоятельная

работа

Тема 3.2. Деловое общение как фактор, способствующий развитию профессионального успеха

1

1

-

Тема 3.3. Уровень самопрезентации и профессиональная динамика

2

1

1

Итого

16

12

4

3.  Содержание курса

Раздел 1.  Человек и профессия

Тема 1.1.  Профессиональное самоопределение

Сущность профессионального самоопределения. Роль раннего профессионального самоопределения в достижении успехов в карьере. Социальные нормы и выбор профессионального пути.  Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения.

Практикум.  Проведение блицопроса.

Тема 1.2. Способности, интересы, потребности и профессиональная пригодность

Учет способностей, интересов и потребностей человека в выборе профессии. Соотношение желаний («хочу»), возможностей («могу») и социальной ситуации («надо»).

Практикум.Работа в парах.

Тема 1.3. Соответствие индивидуально-психологических особенностей человека выбранной профессии

Понятие об индивидуально-психологических особенностях личности (темперамент, характер, направленность) и их влиянии на профессиональные способности.

Практикум.Работа в парах.

Тема 1.4.  Классификация профессий. Требования профессии к человеку

Понятие о профессии, специальности и квалификации. Типы профессий. Классы профессий. Требования профессии к человеку.

Практикум.   Групповые профориентационные игры.

Тема 1.5.  Характер профессии – профессиограмма

Назначение профессиограммы. Составление профессиограммы.

Практикум.   Работа по подгруппам из 2-3 человек.

Раздел 2.  Конструирование образа будущей карьеры

Тема 2.1.  Выявление профессиональной предрасположенности

Содержание понятия «профессиональная предрасположенность». Значение профессиональной предрасположенности для профессионального

Похожие материалы

Информация о работе