Коммуникативное мастерство педагога организатора детского досуга, страница 2

Роль общения в профессиональной педагогической деятельности исследуется в трудах В.П. Кан-Калика, А.П. Леонтьева, А.Н. Мудрика, А.И. Щербакова, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова, И.М. Юсупова, определяющих специфику взаимодействия педагога и воспитуемых с помощью коммуникативных средств.

Проблемам общения в социально-культурной сфере посвящены работы исследователей В.А. Разумного, Ю.А. Стрельцова, Е.В. Руденского (6,7), В.А. Разумный  рассматривает особенности коммуникативного процесса в клубных учреждениях и роль общения в духовном развитии личности. Педагогика досугового общения и основы досуговой синергетики исследуются в работах Ю.А. Стрельцова (7, с. 24). Воспитательные функции общения в массовом празднике,  теоретические основы игрового общения и психологические технологии общения анализируются в работах Е.В. Руденского.

Однако работы, посвященные проблемам профессионального коммуникативного мастерства специалистов социально-культурной сферы, их коммуникативной компетентности практически отсутствуют. Между тем, формирование  коммуникативной культуры специалистов социально-культурной сферы представляется чрезвычайно важной и актуальной задачей профессионального образования.

В настоящее время в социально-культурной сфере возросла потребность в специалистах профессионально владеющих коммуникативными технологиями, умеющих  досуговое общение наполнить богатым духовным содержанием.

Социально-культурное общение является формой неофициальных и нормативно нерегламентируемых взаимодействий. В условиях клубной деятельности один человек встречается с другим человеком  как с личностью, и в связи с этим клубная коммуникативная деятельность дает возможность человеку свободно проявлять свои индивидуальные качества и строить свое поведение, исходя из личностных потребностей.

В условиях современных учреждений культуры социально-культурное общение осуществляется в самых разнообразных типах культурно-досуговых программ: информационно-познавательных, зрелищно-развлекательных, конкурсных, игровых, обрядовых,  праздничных; любительских объединениях и клубах по интересам; в коллективах самодеятельного народного творчества. Каждая форма социально-культурного общения требует от специалистов знания особенностей коммуникативного поведения в различных ситуациях профессионального диалога.

Низкий уровень коммуникативной культуры специалистов практиков проявляется в неумении вести диалог в культурно-досуговой  программе, неумении задавать вопросы и отвечать на них, неумении ориентироваться в ситуации общения,  видеть и понимать реакцию собеседника, неумении комментировать ход общения, неумении анализировать результаты общения.

Коммуникативная дисгармония, которая возникает в процессе общения из-за низкого уровня развития коммуникативной культуры специалистов социально-культурной сферы приводит к отсутствию эффективных способов выражения интеллектуального и эмоционального состояния, к отсутствию адекватных эмоциональных откликов на ситуацию общения, к пассивности коммуникативного взаимодействия. В связи с этим необходимо отметить, что профессиональное общение специалистов социально-культурной сферы будет более эффективным, если повысится уровень их коммуникативной компетентности.

Проблем  в формировании коммуникативной культуры существует достаточно много, они имеют субъективный и объективный характер. К объективным причинам относится отсутствие специальной литературы, посвященной технологиям формирования коммуникативной деятельности и недостаточное количество специалистов, обладающих специальной профессиональной подготовкой. В качестве субъективных причин можно отметить следующее: отсутствие условий, способствующих эффективному  коммуникативному взаимодействию в социально-культурной практике и нежелание некоторых специалистов совершенствовать свое профессиональное коммуникативное мастерство.