ГОСТ 270090 Надежность в технике. Термины и определения. Значения, страница 3

5. Ремонтопригодность технических систем сервиса (ТСС). Показатели ремонтопригодности.

Ремонтопригодность(эксплуатационная технологичность) — свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта. Основными показателями ремонтопригодности являются средние продолжительность и трудоемкость выполнения операций ТО и ремонта, которые применяются при нормировании и сравнении различных автомобилей.

Ремонтопригодность влияет на величину затрат труда, материальных и денежных средств в процессе эксплуатации и на длительность простоев в связи с обслуживанием и ремонтом автомобилей. Ремонтопригодность является совокупностью свойств: эксплуатационной технологичности (свойство конструкции, характеризующееся приспособленностью к работам связанным с процессом ТЭА: контрольно-осмотровым, регулировочным, заправочным, профилактическим и т. д.); ремонтной технологичности (свойство автомобиля и его элементов, характеризующееся приспособленностью к ремонтным работам, осуществляемым при восстановлении их работоспособности); контролепригодности; доступности; легкосъемности.

6. Задачи теории надежности, обеспечения работоспособности ТСС.

1. Исследование факторов и закономерностей изменения технического состояния АТС 2 Совершенствование методов оценки и показателей надежности АТС и параметров эффективности 3 Исследование причин возникновения отказов и поиск способов их профилактики 4 совершенствование методов испытаний и планирования эксперимента 5 разработка методических основ прогнозирования отказов 6 разработка информационного, математического, программного, нормативного и организационного обеспечения

7. Аналитическая модель оптимизации ТСС.

Производственный процесс основного, вспомогательного и обслуживающего производства в системе ТО и ТР состоит из следующих элементов (рис. 4.1): входящего потока требований (заявок), зоны ожидания, производственной мощности. При этом, под требованием (заявкой на ТР) понимается запрос на удовлетворение потребности автомобилей в ТР. Каждый отказавший элемент поступает в систему ТО и ТР, состоящую из Х постов ТР. Посты текущего ремонта могут образовывать одно и многоканальную системы. В многоканальных системах при однотипных (универсальных) постах ТР автомобилей очередная заявка поступает на любой свободный пост, предназначенный для устранения данной разновидности отказов. В связи с этим, при дальнейших разработках системы ТО и ТР необходимое внимание будет направлено на определение оптимального количества специализированных постов, как функция параметра потока отказов:

8. Расчет среднесуточного количества требований, поступающих в подсистему сервиса.

Требование (заявка) есть запрос на удовлетворение потребности автомобиля в техническом обслуживании или ремонте. Совокупность таких требований от списочного состава парка автомобилей образует суммарный входящий в системы поток. Как правило требование представляет собой один вид обслуживания или ремонта автомобиля. Однако в ряде случаев требование (заявка) может отождествляться с его носителем - автомобилем. Формирование входящего в СМО потока тесно связано с техническим состоянием парка автомобилей и такими параметрами их надежности, как вероятность отказа в работе автомобилей - q(t) и параметра потока отказов - l .

Среднее количество требований, поступающих в систему при планировании в потребности в ТР установившихся режимов, можно определить по следующей зависимости:

АС — количество автомобилей;

LCC — среднесуточный пробег автомобилей;

q (L) — вероятность отказа;

РД  — разрешающая способность диагностики;

w (L) — параметр потока отказов;

КРЕМ — коэффициент одновременного устранения отказов при одной постановке автомобилей в систему ТР.

9. Расчет производительности каналов обслуживания сервиса (плотность потока).

При анализе работы системы обслуживания и ремонта автомобилей, как и любой другой подобной системы, в первую очередь определяется основной показатель работы системы, характеризующий ее производительность ( пропускную способность ) в целом, в единицу времени ( раб.дни).