Введем предварительные определения.
· Рассмотрим вектор n-мерного пространства: .
Определение: Нормой вектора ||x|| называется неотрицательное действительное число, такое что
1) ||x|| = 0 тогда и только тогда, когда x = 0;
2) , где a – действительное число;
3) ||x+y|| £ ||x|| + ||y||, для любых векторов x, y.
Выделяют три нормы вектора x:
первая норма вектора ;
вторая норма вектора ;
третья норма вектора .
Пример 1
Пусть x = (1, -2, 3, -4).
; ; .
· Рассмотрим квадратную матрицу А(n ´ n) (квадратная таблица, составленная из элементов и имеющая n строк и n столбцов).
Определение: Под нормой матрицы А = [] понимается неотрицательное действительное число ||А||, удовлетворяющее следующим условиям:
1) ||А|| = 0 тогда и только тогда, когда А = 0 (А – нулевая матрица, = 0);
2) ||αА|| = |α| ||А|| , где α – действительное число;
3) ||А+В|| ||А|| + ||В|| для любых матриц А и В;
4) ||A×B||||A||×||B|| для любых матриц А и В.
Определим три нормы матрицы:
первая норма матрицы ;
вторая норма матрицы ;
третья норма матрицы .
Пример 2
Пусть .
, , .
Каждой квадратной матрице А соответствует определитель (детерминант) матрицы, который обозначается: det(A). Определитель det(A) – действительное число, если элементы А – действительные числа.
Пример 3
.
Главными минорами квадратной матрицы А называют следующие n чисел:
– первый главный минор;
– второй главный минор;
– третий главный минор;
……………………….
det(A) – n-й главный минор.
В приведенной ниже матрице отмечены первые четыре главные миноры:
В дальнейшем мы будем рассматривать численные методы решения систем линейных уравнений. Эти методы разделяют на прямые (или точные) и итерационные (или приближенные) методы решения систем линейных уравнений.
Метод решения системы линейных уравнений называется прямым, если за конечное число арифметических действий с точными числами (то есть в отсутствие ошибок округления) можно получить точное решение системы линейных уравнений. В противном случае метод является итерационным.
Таким образом, прямые методы – это методы, погрешность которых равна нулю. Но общая погрешность этих методов при работе с действительными числами не равна нулю за счет погрешности вычислений на ЭВМ.
Итерационные методы– это методы, погрешность которых больше нуля даже в отсутствии ошибок округления.
Сначала мы рассмотрим прямые методы (метод Гаусса, метод Гаусса-Жордана), затем итерационные (метод итераций, метод Зейделя).
Рассмотрим систему линейных уравнений: Ax = b, где А – квадратная матрица n ´ n; b – вектор правой части размерности n; x – вектор решения размерности n; A и b заданы, требуется определить x.
Из курса линейной алгебры известно, что для системы линейных уравнений Ax = b возможны три случая:
1) система линейных уравнений имеет единственное решение;
2) система линейных уравнений не имеет решения;
3) система линейных уравнений имеет бесконечное множество решений.
Известно, что система линейных уравнений имеет единственное решение, если det(A)0.
Матрицы, для которых det(A)0, называются невырожденными. В курсе линейной алгебры также изучается метод решения системы линейных уравнений с использованием вычислений определителей, называемый методом Крамера или правилом Крамера.
Рекомендуемая литература: /1-6, 11-13/.
Формулы метода Крамера следующие: если det(A) ¹0, то , где , – определитель матрицы , получаемой из матрицы А заменой i-го столбца вектором правой части b.
Следует отметить, что в вычислительной математике не используется вычислительный алгоритм метода Крамера, так как для его реализации требуется очень большое число арифметических действий, и этот вычислительный алгоритм является неустойчивым.
Более того, для вычисления определителя матрицы в вычислительной математике используются алгоритмы, основанные на решении системы линейных уравнений. Метод Крамера используется при n = 2, n = 3.
Из курса линейной алгебры известно, что для каждой невырожденной матрицы А ( det(A)0 ) существует обратная матрица , такая что
и .
Отметим, что с точки зрения вычислительной математики, решение системы линейных уравнений является более простой и более устойчивой задачей, чем нахождение обратной матрицы.
Основная идея метода Гаусса заключается в следующем: по исходной системе линейных уравнений строим другую систему линейных уравнений , имеющую то же решение x, что и первая, но матрица которой является верхней треугольной матрицей. А затем решаем систему линейных уравнений с верхней треугольной матрицей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.