Методологический раздел программы начинается с анализа проблемной ситуации, описания объекта и предмета исследования. Проблемная ситуация, как правило, обнаруживается либо ученым, либо субъектом управления. Выяснение сложившейся проблемной ситуации предполагает анализ явно выраженных проявлений возникшего противоречия. При этом большое значение имеют наблюдение за состоянием ситуации и информация о данном противоречии, которой располагает социолог на основе собственного опыта или опыта исследования данного противоречия другими социологами. Изучение проблемной ситуации также возможно посредством ознакомления с документами и специальной литературой, которые дадут дополнительную информацию о данной проблемной ситуации. Углублению анализа проблемной ситуации могут помочь экспертный опрос и проведение пилотажного исследования.
Рассмотрение проблемной ситуации предполагает описание объекта и предмета исследования. Для определения предмета исследования необходимо установить параметры ограничения изучаемого объекта. В качестве параметров могут быть взяты пространственно-временные границы существования объекта исследования, его структурно-функциональные и количественные характеристики. В предмете исследования также выделяется его теоретический и эмпирический уровень. Теоретический уровень предмета исследования предполагает конструирование модели изучаемого явления или процесса, эмпирический уровень – описание их конкретных характеристик.
Выбрав предмет исследования, составитель программы формулирует тему исследования и ту социальную проблему, которую следует решить в процессе изучения объекта и предмета исследования. Тема исследования определяет его название и выносится в заглавие программы исследования. Важным требованием при определении темы является четкое отражение в ее названии предмета и проблемы исследования, а также указание на пространственный и временной параметры исследуемого объекта.
При постановке социальной проблемы указывается ее актуальность и общественная значимость. Формулируя социальную проблему, социолог должен стремиться к тому, чтобы в ней получила как можно более точное отражение проблемная ситуация, обусловившая ее. Не следует в одном социологическом исследовании выделять несколько социальных проблем, так как это усложняет исследование, затрудняет оперативность его проведения и снижает качество собираемой социологической информации. Решение социальной проблемы предполагает получение таких знаний, которые объясняют проблемную ситуацию и позволяют воздействовать на нее в желательном направлении.
Социальная проблема формулируется посредством постановки вопросов. Например, при исследовании процесса безработицы возможна постановка двух основных вопросов:
1) каковы основные причины увеличения количества безработных в данном регионе среди различных демографических и профессиональных групп населения;
2) каким образом возможно уменьшение количества безработных в конкретных отраслях производства.
В первом случае социальная проблема будет носить гносеологический характер, во втором – прагматический.
После того как сформулированы тема и социальная проблема, описаны объект и предмет исследования, составитель программы может переходить к определению цели и задач исследования. При ориентации на познавательную цель задачами исследования должно стать получение теоретического знания. При ориентации на прикладную цель задачи исследования должны быть сформулированы так, чтобы получить диагностические выводы и практические рекомендации. Например, если цель исследования – определение причин текучести кадров на производстве, тогда могут быть поставлены следующие задачи:
- установить, каков характер и размеры текучести кадров на производстве;
- выяснить, что заставляет работников увольняться с данного производства;
- определить, какие меры могут способствовать сокращению текучести кадров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.