Номинальная шкала отражает характер равенства и неравенства свойств исследуемого объекта. С помощью номинальной шкалы измеряется преимущественно объективные показатели, например, пол, семейное положение, национальная и профессиональная принадлежность.
Ранговая шкала отражает отношения последовательности: больше – меньше, лучше – хуже, нравится – не нравится, удовлетворен – не удовлетворен. Часто вместо альтернативных вариантов предлагаются уточняющие: например, полностью удовлетворен; скорее удовлетворен, чем не удовлетворен; скорее не удовлетворен, чем удовлетворен; совершенно не удовлетворен; затрудняюсь ответить. С помощью ранговой шкалы измеряются, главным образом, субъективные показатели. Ранговые шкалы позволяют установить зависимость одного показателя от другого: например, зависимость профессиональной принадлежности от уровня образования и региона проживания. В ранговой шкале индикаторы принято располагать в порядке от наиболее к наименее значимым или наоборот. В этой шкале, как правило, число положительных и отрицательных индикаторов должно быть равным, их следует располагать симметрично, а между ними размещать индикатор с нейтральным значением.
Суммарный показатель индикаторов, который дает обобщающую социологическую информацию о каком-либо свойстве исследуемого объекта посредством социологического измерения, называют индексом. Индексы могут быть одномерными и многомерными. Одномерные индексы получаются путем обобщения социологической информации, собранной на основе одной измерительной шкалы (например, средний возраст респондентов). Многомерные индексы представляют собой обобщенную социологическую информацию, которая собрана на основе нескольких шкал измерения (например, процент представителей определенной этнической группы, работающих по данной специальности более пяти лет).
При конструировании шкалы измерения рекомендуется соблюдать два основных требования:
1) шкала должна быть валидной, т. е. пригодной и целесообразной для измерения данного показателя;
2) шкала должна быть полной, т. е. в ней должны быть учтены все возможные варианты индикаторов, позволяющие наиболее полно охарактеризовать данный показатель.
Кроме типовых измерительных шкал в социологическом исследовании иногда используют специфические шкалы, которые получили название по имени предложивших их авторов. Например, шкала социальной дистанции Богардуса, позволяет определить степень близости отношений с определенной социальной или этнической общностью. Особенность этой шкалы состоит в том, что положительный ответ на первый вопрос предполагает такие же ответы на последующие вопросы, а отрицательный ответ на первый вопрос не исключает возможности положительного ответа на последующие.
Респонденту предлагается ответить на следующие вопросы, которые отражают разную степень близости отношений с представителями определенной социальной или этнической общностью.
1. Позволите ли Вы своему сыну или дочери вступить в брак с представителем данной социальной или этнической общности?
2. Согласны ли Вы, чтобы представители данной социальной или этнической общности были Вашими соседями?
3. Согласны ли Вы, чтобы Ваши дети учились в одном учебном заведении с детьми представителей данной социальной или этнической общности?
4. Согласны ли Вы работать в одном производственном коллективе с представителями данной социальной или этнической общности?
5. Согласны ли Вы, чтобы представители данной социальной или этнической общности жили с Вами в одном городе?
6. Согласны ли Вы, чтобы представители данной социальной или этнической общности жили с Вами в одном регионе?
Если респондент отвечает утвердительно на все вопросы, это характеризует его толерантность (терпимость) по отношению к представителям данной социальной или этнической общности. Если респондент отвечает на все вопросы отрицательно, это характеризует его крайнюю нетерпимость по отношению к представителям данной социальной или этнической общности. Другие варианты ответов позволяют измерить степень близости отношений с представителями определенной социальной или этнической общности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.