Структура и классификация конкретно-социологических исследований, страница 3

Иногда приходится сталкиваться с формальным участием респондента в исследовании. Порой респонденту неинтересно и он старается поскорее закончить опрос, или же пытается ввести в заблуждение, отвечая по придуманной им схеме, например: утвердительно на четные вопросы и отрицательно на нечетные. Искажение ответов также может происходить вследствие ошибок памяти или изменения оценок прошлых событий. Обычно из памяти о прошлом респондент извлекает то, что соответствует его сегодняшним потребностям и интересам или то, что, по его мнению, может быть интересно исследователю.

Социологическое исследование объекта предполагает определения предмета исследования – той стороны, грани объекта, которую социолог будет изучать социологическими методами. Содержание предмета социологического исследования зависит от характеристик объекта исследования, которые необходимо изучить, чтобы получить ответ о возможных путях разрешения проблемной ситуации.

Сформулированная социологом в научной терминологии проблемная ситуация, разрешению которой должно способствовать проводимое исследование, называется социальной проблемой. Исследование социальной проблемы позволяет получить такие знания, которые объясняют проблемную ситуацию, а также дают возможность воздействовать на нее в желательном направлении. Содержание социальной проблемы, как правило, определяет название темы исследования.

В качестве носителей социальных проблем выступают социальные общности и социальные институты, чьи интересы затрагивает возникшая проблемная ситуация. В зависимости от носителей социальных проблем различают: территориальные, социально-демографические и этнические, сословно-классовые и профессиональные, а также экономические, политические, бытовые, идеологические проблемы. По носителю могут быть выделены проблемы производственных предприятий, государственных учреждений, учебных заведений и т.п. В зависимости от масштаба распространения социальные проблемы могут быть охарактеризованы как глобальные, общегосударственные, региональные и местные. По времени действия социальные проблемы могут быть долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными. В зависимости от содержания социальные проблемы могут быть: одноплановыми, затрагивающими какую-либо одну сторону исследуемого явления или процесса; многоплановыми, затрагивающими несколько сторон или аспектов исследуемого объекта;  комплексными, затрагивающими несколько объектов одновременно.

Цель социологического исследования – тот конечный результат, который желательно получить после завершения исследования. Результат социологического исследования может быть теоретико-познавательным и практически-прикладным, или тем и другим. Задачи социологического исследования конкретизируют его цель и представляют собой вопросы, ответы на которые необходимо получить в процессе изучения объекта и предмета исследования. Различают два вида задач: содержательные и программные. Содержательные задачи характеризуют направления решения социальной проблемы, программные задачи – методику получения, обработки и анализа социологической информации. Если исследование заказное, то его социальная проблема, тема, цель и задачи, как правило, согласуются с заказчиком.

Рабочие гипотезы – это научно обоснованные предположения для возможного объяснения социальной проблемы, которые требуют подтверждения или опровержения в результате исследования. Гипотезы могут быть основными и дополнительными, в зависимости от их отношения к цели исследования; первичными и вторичными, в зависимости от времени их появления в процессе исследования; а также описательными, объяснительными и прогнозными. Описательные гипотезы выдвигают предположения о фактическом состоянии исследуемого явления или процесса. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте и о его взаимосвязях с другими объектами. Прогнозные гипотезы постулируют возможные тенденции развития исследуемого явления или процесса.