Структура и классификация конкретно-социологических исследований, страница 2

Заказчик может быть персональным или институциональным. В роли персонального заказчика обычно выступает руководитель производства, глава фирмы или учреждения, который по собственной инициативе обращается непосредственно к организатору конкретно-социологического исследования. Официальное обращение к организатору проведения конкретно-социологического исследования осуществляется институциональным заказчиком, в роли которого могут выступать органы государственного и муниципального управления, производственные предприятия и учреждения, общественные организации.

Иногда желания заказчика могут быть завышены. Например, коммерческий банк, предполагающий инвестировать средства на развитие одного из северных регионов, намерен получить исчерпывающую информацию о социально-демографической обстановке в этом регионе и прогноз на будущее. К сожалению, подобное исследование не под силу не только одному исследователю или исследовательской группе, но целому институту, работающему над этой проблемой 5 – 10 лет.

Заказчик как заинтересованное лицо определяет цель исследования, время на его исполнение, финансовое и материальное обеспечение. Он, по возможности, предоставляет исполнителю затребованную информацию, обеспечивает доступ к респондентам и необходимые условия для проведения полевых работ. Заказчик или его представитель имеет право контролировать весь ход исследования, участвовать в обсуждении процесса исследования, предварительных и окончательных результатов. Заказчик может выступать инициатором проведения экспериментального испытания результатов исследования и их внедрения в практику.

К исполнителям относят тех, кто непосредственно принимает участие в подготовке исследования, в реализации его программы, в сборе и обработке первичной социологической информации. В число исполнителей включают: наблюдателей, анкетеров, интервьюеров, кодировщиков и обработчиков социологической информации, а также экспертов и технический персонал.

Объект социологического исследования – это область социальной реальности, включенная в процесс научного познания. В качестве объекта социологического исследования могут выступать: социальные явления и социальные процессы, сферы и отрасли общественной жизни, социальные общности и социальные институты. Эти объекты изучаются не только социологами, но и представителями других наук, например, экономистами, психологами, юристами, политологами, культурологами.

Основным объектом эмпирического социологического исследования выступают респонденты– те представители социальных групп, к которым обращается социолог с целью получить необходимую ему социологическую информацию посредством используемых им социологических методов. В общении социолога с респондентом участвуют не двое, а как бы шесть человек:

-  социолог и респондент,

-  социолог, каким его видит респондент, и респондент, каким его видит социолог,

-  социолог, каким, ему кажется, видит его респондент, и респондент, каким, ему кажется, видит его социолог.

Многократное участие одних и тех же респондентов в различных социологических исследованиях нежелательно, ибо это создает так называемый эффект «усталости поля», когда респонденты либо уклоняются от участия в обследовании, либо относятся к своему участию без должного усердия. Как считает руководитель одной из крупных германских социологических служб Э. Ноэль-Норман, человек может выступать в роли респондента без каких-либо негативных последствий для исследования не чаще, чем раз в полгода.

Чаще всего причинами отказа респондентов от участия в социологическом исследовании служат: неверие в важность и полезность результатов исследования, занятость производственными и личными делами, некомпетентность в предмете исследования, неспособность участия из-за языкового барьера или физического недостатка (слабое зрение, слух) или недомогания, нежелание быть испытуемым, боязнь негативных последствий. Однако следует иметь в виду, что приводимые доводы отказа от участия не обязательно соответствуют реальным причинам отказа. Чтобы респонденты почувствовали необходимость своего участия в исследовании и оно приобрело в их глазах познавательный смысл, необходимо «настроить» их на сотрудничество. Как показывает практика, более всего расположены к сотрудничеству сельские жители, люди в возрасте до 40 лет и с высшим образованием.