Структура и классификация конкретно-социологических исследований, страница 10

Социологические показатели и индикаторы – это передатчики информации, которые позволяют фиксировать и измерять явные или латентные (скрытые от исследователя) характеристики изучаемого объекта. Необходимым условием отбора социологических показателей и индикаторов является наличие связи (прямой или косвенной) между ними и той характеристикой, которую исследователь намерен выявить. Например, чтобы выяснить платежеспособность населения, желательно в качестве социологического показателя взять не заработную плату, а совокупный доход на одного члена семьи, а качестве социологических индикаторов – интервально заданные размеры дохода в рублях или долларах.

В ряде случаев социологические показатели могут выступать в роли индикаторов, когда, например, в открытом вопросе анкеты спрашивается о поле, возрасте, семейном положении, месте проживания, вероисповедании и т.п. Большинство же социологических показателей требует нескольких индикаторов. Например, для определения показателя уровня образования в закрытом вопросе анкеты рекомендуется использовать следующие индикаторы: начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее. Различают объективные и субъективные индикаторы. Объективные индикаторы позволяют зафиксировать такую информацию о свойствах исследуемого объекта, которую можно получить не только путем опросов, но и посредством наблюдения, а также из официальных документов (например, возраст, пол, национальность, место проживания). Субъективные индикаторы дают возможность зафиксировать информацию о личных мнениях респондента, его оценках, суждениях, предпочтениях, установках, интересах, отношениях и т.п.

Операция получения количественного выражения характеристик исследуемого объекта называется социологическим измерением. Способы измерения социологических показателей и индикаторов задаются при составлении социологического инструментария на подготовительном этапе, а само измерение осуществляется, как правило, на заключительном этапе при обработке и анализе социологической информации. В конкретно-социологическом исследовании измеряются как количественные, так и качественные показатели. К количественным показателям относят те признаки, которые имеют общепринятое числовое выражение (возраст, уровень дохода на одного члена семьи, количество детей и т. п.). К качественным показателям относят не только свойства, но и действия респондентов, их мнения, оценки, установки, ценностные ориентации, интересы. Социологическое измерение может производиться в абсолютных цифрах, в относительных показателях (проценты, разы, части) и в рангах (место показателя в структуре характеристик). Полученные посредством измерения социологические данные, как правило, фиксируются в таблицах и графиках.

Последовательно заданная совокупность индикаторов относительно какого-либо показателя в социологии называется шкалой измерения. Каждая шкала имеет длину, которая определяется количеством отобранных индикаторов и единицу измерения – единичный индикатор. В конкретно-социологическом исследовании могут быть использованы самые разнообразные типы измерительных шкал. Наиболее часто употребляемыми являются: метрическая, номинальная, ранговая и интервальная шкалы. С помощью метрической и интервальной шкалы измеряются количественные показатели, а с помощью номинальной и ранговой – качественные.

Метрическая шкала представляет собой набор ответов в виде последовательности определенных числовых единиц. В отличие от метрической шкалы интервальная шкала отражает свойство объекта в параметрах, заданных через определенные интервалы. В зависимости от заданных параметров индикаторов интервалы могут быть равными и неравными. Интервальная шкала применяется к тем показателям, значение которых может быть выражено числом. Примером интервальной шкалы может быть измерение возраста респондентов (от 0 до 14, от 15 до 30, от 31 до 45, от 46 до 60, от 61 до 75, старше 76) или уровня совокупного дохода на одного члена семьи (300 –600 – 900; 3 000 – 6 000 – 9 000; 30 000 – 60 000 – 90 000 и т. д. рублей).