Ответы на экзаменационные вопросы № 1-51 по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" (Техническое регулирование. Эталоны. Определения. Эталоны длины и массы), страница 9

Для определения допусков используются только основные интервалы, их 13. расчет допусков и основных отклонений для каждого интервала размеров определяется по среднему геометрическому размеру Д, где Дmin и Дmax – граничные значения интервалов размеров.

18.Образование полей допусков.

СДП (система допусков и посадок) – закономерно построенная совокупность стандартных допусков и предельных отклонений размеров деталей, посадок, образованных отверстиями и валами, имеющими стандартные предельные отклонения. СДП разработаны для гладких цилиндрических, шпоночных, шлицевых, резьбовых соединений, зубчатых передач. Область применения: все виды промышленности. В СДП сводят к достаточному минимуму количество различных полей допусков для размеров деталей и устанавливают технически и экономически обоснованную градацию численных значений допусков зазоров и натягов посадках. Это со стандартизацией номинальных размеров создает основу для сокращения типа размеров деталей, их унификацию, возможность организации специализированных производств и применение механизированных и автоматизированных процессов изготовления деталей и сборочных изделий. Выбор и назначение посадок требует от конструктора меньше времени; уменьшается количество ошибок и необходимость правильности назначения стандартной посадки по сравнению с несимметричной. СДП  устанавливают условные обозначения полей допусков отверстий, вала и посадок => упрощается оформление  чертежей, маркировка инструментов и калибров. Основа построения СДП: закономерности системы, числовые значения допусков и предельных отклонений, условные обозначения. Основными  в системе являются  элементы, необходимые для построения полей допусков. Поле допуска – сочетание числового значения допуска и его положения относительно нулевой линии. В СДП разработаны ряды допусков и ряды основных предельных отклонений. Построение любой СДП предусматривает: 1) выбор основания системы и расположения поля допуска основной детали; 2)определение единицы допуска; 3) назначение квалитетов и градации размеров; 4) назначение температурного режима контроля . 1) для получения  посадок системой установлен набор полей допусков отверстий и валов, различающихся допуском и расположением относительно нулевой линии. Основное отклонение – отклонение, расположенное ближе к нулевой линии. Основание системы – деталь в посадках. Наиболее рациональный способ выбора основной детали – способ, позволяющий использовать все поле допуска основной детали при ее изготовлении, при этом направление поля допуска основной детали должно оставаться постоянным. За основные детали в посадках ЕСДП приняты основное отверстие и основной вал, основные отклонения  которых  равны нулю. 2) степень точности ЕСДП характеризуется квалитетом; применяют 20 квалитетов(0,1;1…18). Допуск обозначается IT(Isotolerance – международный допуск), рассчитывается на основе единицы допуска:

  D[мм], i[мкм], величина допуска зависит от номера квалитета:       , где a – коэффициент, изменяющийся в зависимости от номера квалитета  и определяет количество единицы допуска в соответствующем квалитете. Числовые значения допусков ЕСДП определены в зависимости от номинального размера, т.к. с увеличением размера увеличивается  погрешность изготовления . Весь диапазон размеров разбит на интервалы, в пределах которых основные отклонения и допуски не изменяются. Расчет допусков и основных отклонений для каждого интервала выполняется пол среднему геометрическому значению D, где Dmax и Dmin – граничные значения интервала размера. Если номинальный размер совпадает с граничным значением, то допуск выбирается к предыдущему размеру. Назначение квалитета зависит от назначения соединения и от точности изделия от 0.1-7 – допуски СИ; (4-12 – допуски размеров в посадки; 12-17 – допуски свободных неответственных размеров).

19. Основные посадки в системе отверстия и системе вала.

За основную деталь в посадках ЕСДП приняты основное отверстие и основной вал, у которых основное отклонение (которое расположено ближе к нулевой линии) = 0

Все посадки объединены в 2-х системах: