Ответы на экзаменационные вопросы № 1-51 по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" (Техническое регулирование. Эталоны. Определения. Эталоны длины и массы), страница 10

система отверстия   (EI = 0) – совокупность посадок, в которых предельные отклонения отверстий одного номинального размера и одной точности одинаковы, а характер посадки достигается изменением предельных отклонений вала состоит из основного отверстия и какого-либо поля допуска вала для посадок системы отверстия, поля допуска вала: от а до h – соединения с зазором;

js, k, m, n – переходные посадки;

от p до zc – посадки с натягом

система вала    (es = 0) - совокупность посадок, в которых предельные отклонения вала одного номинального размера и одной точности одинаковы, а характер посадки достигается изменением предельных отклонений отверстия образовано основным валом и каким-либо полем допуска отверстия для посадок системы вала, поля допуска отверстия: от A до H - соединения с зазором;

Js, K, M, N – переходные;

P – Zc – c натягом поле допуска у основных отв. и вала – в тело системы равноценны, но в осн. в технике применяют сист. отверстия (вал нужной точности получить легче, чем отверстие нужной точности)

применение посадок сист. отверстия сокращает номенклатуру мерных режущих инструментов и контрольных калибров

система вала: (применение)

  1. на одном валу нужно получить несколько соединений с разными характерами
  2. используются валы, которые не обрабатываются (наружный диаметр подшипника)

ЕСДП рекомендует к применению в системе отверстия – 69 посадок (из них 17 предпочтительных)

в системе вала – 61 посадка (из них 10 предпочтительных)

20. Характеристики в области применения посадок с зазором.

Посадки с зазором обеспечивают лёгкость сборки и разборки, создают возможность относительного перемещения деталей.

Графически поле допуска отверстия лежит выше поля допуска вала.

Smin                  Smax

D

Smax=Dmax-dmin=ES-ei

Smin=Dmin-dmax=EI-es      -          гарантированный зазор

Посадки с зазором – самые распространённые посадки. ЕСДП предусматривает 40 рекомендуемых посадок в системе отверстия из них 11 предпочтительных и 39 посадок в системе вала из них 6 предпочтительных.

Посадки с зазором применяются в квалитетах 4-12

H/h – скользящие Применяются при медленных относительных перемещениях обычно в продольном направлении. Например, в механизмах с возвратно-поступательным движением соединённых деталей или в соединениях, в которых  детали должны легко перемещаться при настройке или регулировке. Скользящие посадки характеризуются Smin=0, однако получение такого зазора мала, следовательно, посадка используется для подвижных соединений с малыми скоростями.

H/g - посадки движения Установлены в относительно высоких квалитетах (для валов 4-6, для отверстий 5-7) имеют минимальный гарантированный зазор. Применяются в особоточных и точных подвижных соединениях, в которых надо обеспечить плавное перемещение соединённых деталей. Эти посадки применяются и в неподвижных соединениях для установки смежных деталей с сохранением высокой точности их ориентировки относительно друг друга.

H/f – ходовые Характеризуются умеренным гарантированным зазором, достаточным для свободного вращения в подшипниках скольжения. Применяются в опорах поступательного перемещения, не требующих высокой точности центрирования или в неподвижных соединениях, обеспечивая лёгкость сборки при невысоких требованиях к центрированию.

H/e – легкоходовые Значительный гарантированный зазор при котором обеспечивается свободное вращение со скоростью >150 рад/сек Применяются в многоопорных валах (при большой длине соединения) и в неподвижных соединениях, обеспечивая возможность регулировки и подстройки соединений.

H/d – широкоходовые Гарантированный зазор используется для компенсации отклонений расположения поверхностей и температурных деформаций при эксплуатации. Обеспечивают свободное перемещение соединяемых деталей, лёгкость сборки и возможность регулировки.

H/a,H/b,H/c большой гарантированный зазор Применяется только в грубых квалитетах(11-12) в механизмах низкой точности, где большие зазоры необходимы для компенсации погрешности изготовления деталей, температурных деформаций и обеспечивают свободное перемещение в условиях повышенной загрязнённости, а также в соединениях с последующей сваркой или пайкой.