Материалы для самостоятельной работы по дисциплине «Техники работы с клиентом» (Вопросы к итоговому контролю знаний (к зачету)), страница 4

Нейро-Лингвистическое Программирование (NLP):

это технология коммуникации и изменения поведения человека; техники и алгоритмы эффективного воздействия на структуру субъективного опыта человека.

Отзеркаливание – тонкое поведенческое отражение значимой, но не осознаваемой клиентом информации, характерной для паттернов его коммуникации; отзеркаливают обычно позу, жестикуляцию, темп и глубину дыхания, а также интонационные параметры речи.

Подстройка – процесс порождения вербального и невербального поведения, который направляет коммуникацию с клиентом и обеспечивает надежный терапевтический контакт (рапорт).

Психотехнология:

Психологическая составляющая целенаправленной и упорядоченной последовательности действий для достижения желаемого результата.

Научное психологическое описание способов и алгоритмов необходимых действий и операций.

Синтоническая модель общения – профессиональная коммуникация, включающая в себя установление позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, ресурсные состояния, конгруэнтность. Термин образован от слова «синтония», что означает «быть в гармонии с собой и другими».

Ресурс – это позитивный опыт успешной жизнедеятельности. Такой опыт есть у каждого человека, поскольку иначе он просто не смог бы выжить. Описание ресурсного опыта может включать в себя: «уверенность в себе, способность к самоутверждению, настойчивость, готовность к действию, спокойная собранность, доверие к человеку и т.п.».

Репрезентативная система чувственного опыта – основная модальность сенсорно-перцептивной картины мира, осознаваемая самим субъектом; на эту систему указывают процессуальные слова и выражения речи, которыми клиент пользуется, когда вербализует свой внутренний опыт.

Стратегия (субъективного опыта) – это набор операций субъективного опыта, ведущих к достижению некоторой поставленной цели, например, принятия конкретного решения о доверии/недоверии партнеру по коммуникации.

Терапевтическая метафора – искусно сконструированная история, изоморфная проблемной ситуации субъекта; используется как техника, позволяющая обойти психологические защиты клиента и актуализировать его креативность.

Ценности и верования – в NLP это основные категории личностных смыслов, которые управляют поведением человека (иногда и неосознанно).

Экологическая проверка – завершающий этап работы по освоению новой модели поведения. Приемлемость (экологичность) новой модели оценивается клиентом посредством экспериентального ассоциирования с прогнозируемым будущим.

Якорь – доступный, пригодный для работы с клиентом, сенсорно-перцептивный стимул, ассоциированный с внутренним ресурсом или негативным состоянием человека.

Требования к уровню освоения знаний

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

¨  знать концептуальные основы парадигмы «нейролингвистического программирования» в работе с клиентом;

¨  освоить на практике базовые алгоритмы эффективной коммуникации, позволяющей достичь наглядного результата, позитивно воспринимаемого самим клиентом;

¨  технологически проработать алгоритмы выявления проблемы клиента и продвижения клиента из «проблемного» состояния в «желаемое».

4. Содержание учебной дисциплины

Модуль 1. Нейро-лингвистическое программирование (NLP) как психотехнология работы с клиентом

Тема 1.1 Парадигмы и психотехнологии в «практической психологии». NLP как психотехнология.

Позитивистская и гуманистическая психология: «моделировние» человека и его поведения. Понятие «субъективной реальности», метафора «карты и территории». Вербальные и невербальные индикаторы поведения. Внешний доступ к исследованию внутренних состояний (включая систему глазодвигательного доступа). Структура речевого сообщения. Позиции восприятия в коммуникативном процессе.

Тема 1.2. Базовые принципы NLP-подхода в консультировании.